Перейти к основному содержимому

В этой главе рассматриваются некоторые навыки, которые опытные райдеры, возможно, приобрели, когда начинали ездить, и которыми должны стремиться овладеть новички. Удивительно много мелких столкновений и травм случается с райдерами, когда они выполняют основные действия с выключенным двигателем или маневрируют на медленной скорости в ограниченном пространстве. Знание того, как безопасно выполнять эти маневры, необходимо всем райдерам, особенно тем, кто работает в аварийных службах и выполняет другие оперативные функции.

Управление руками

В этом разделе даются советы по безопасному обращению с мотоциклом при выключенном двигателе, особенно при перемещении в неудобных условиях, например, по скользкой поверхности или на неровном склоне.

См. главу 7, стр. 147, Развал и перепад высот.

Перед началом движения

  • Прежде чем подойти к мотоциклу, всегда проверяйте, нет ли плохой поверхности или неблагоприятного уклона. Проверьте, нет ли других опасностей, включая отсутствие подножки.
  • Не забывайте надевать шлем даже при движении с выключенным двигателем. Если вы поскользнетесь или уроните машину, вы можете повредить лицо или голову. Перед снятием машины с подножки опустите и зафиксируйте подбородочную дугу.

Снятие мотоцикла с центральной подножки

Здесь даны общие рекомендации по снятию мотоцикла с центральной подножкой, если она есть у вашего мотоцикла. Но вы должны следовать рекомендациям производителя или вашего инструктора по обучению для конкретных мотоциклов и ситуаций. Лучший способ снятия мотоцикла с пожножки зависит от размера и веса машины, а также от телосложения и силы райдера.

Подойдите к мотоциклу с левой стороны. Встаньте достаточно близко, чтобы правая нога слегка опиралась на байк, а левая была немного выдвинута вперед. Держите ногу подальше от подножек и переключателя скоростей. Убедитесь, что боковая подножка установлена в вертикальном положении.

Крепко возьмитесь за обе ручки руля и, держа спину прямо, смотрите вперед в том направлении, куда вы хотите поехать. Не смотрите вниз. Держать руль нужно крепко, но не туго. Охватите передний тормоз и сцепление всеми четырьмя пальцами, чтобы не зажать пальцы между рычагами и рулем. Помните, что машина может быть на передаче. Удерживайте рычаг сцепления, чтобы избежать внезапной остановки и опрокидывания мотоцикла.

Одним непрерывным плавным движением потяните руль назад, чтобы перенести вес машины на заднюю часть, а затем толкните его вперед. Легкость переноса веса зависит от того, на каком колесе сидит мотоцикл - переднем или заднем.

Когда байк начнет опускаться с подножки, поверните руль немного вправо, чтобы он наклонился к вам. Как только оба колеса окажутся на земле, нажмите на передний тормоз, чтобы получить контроль над мотоциклом.

Установка мотоцикла на центральную подножку

Выберите безопасное место, в идеале на твердой ровной земле, где можно оставить мотоцикл.

Находясь рядом с мотоциклом, лицом к нему и зажав передний тормоз, правой ногой нащупайте рычаг центральной подножки.

Убедитесь, что подножка находится посередине подошвы вашей ноги, чтобы избежать скольжения, особенно если ваш ботинок мокрый или грязный.

Постановка байка на подножку

Надавите на подножку, плавно перемещая машину из стороны в сторону, чтобы обе ножки подножки соприкасались с землей. Теперь машина достаточно устойчива, чтобы отпустить передний тормоз.

Продолжая держаться левой рукой за руль, возьмитесь правой рукой за ручку пассажира. Из этого положения, имея три точки контакта, повернитесь так, чтобы оказаться лицом к левой стороне мотоцикла. Это поможет вам держать спину прямой во время подъема. Одним последовательным движением выпрямите правую ногу и перенесите вес тела на правую стопу. Потяните вверх за ручку, одновременно оттягивая руль, пока центральная подножка полностью не выдвинется.

Снятие мотоцикла с боковой подножки, чтобы сесть на него

Подойдите к байку с левой стороны и встаньте перпендикулярно ей. Крепко возьмитесь за левую рукоятку руля, а правой нажмите на передний тормоз. Отведите руль от себя, чтобы мотоцикл наклонился к вам.

Перекиньте ногу через байк, не нагружая боковую подножку лишним весом. Затем, держа спину прямо и глядя вверх, поднимите байк с подножки в вертикальное положение.

Левой ногой отведите боковую подножку назад и убедитесь, что она упирается в упор.

Постановка боковой подножки, чтобы слезть с мотоцикла

Выберите безопасное место, в идеале на твердой ровной поверхности, где можно оставить мотоцикл. Задействуйте передний тормоз, чтобы остановить движение мотоцикла. Левой ногой толкните подножку вперед и еще раз убедитесь, что она соединилась с упором, затем проделайте все действия как при посадке на мотоцикл, но в обратном порядке.

Если вам нужно оставить мотоцикл на спуске, перед выключением переключите его на первую передачу. Если мотоцикл нужно поставить на центральную подножку, уберите боковую, прежде чем следовать приведенным выше инструкциям.

Перекатывание мотоцикла в ограниченном пространстве

После того как вы сняли мотоцикл с подножки, вы можете покатать его. Проверьте, нет ли плохого покрытия или уклона. Проверьте, нет ли опасности споткнуться.

Вперед

  • Находясь рядом с мотоциклом, крепко держите оба руля и подожмите — но не нажимайте полностью — передний тормоз.
  • Смотрите вперед и всегда в том направлении, в котором хотите ехать. Держите спину прямо, руки слегка согнуты.
  • Держитесь ближе к байку и старайтесь, чтобы он стоял как можно вертикальнее, но при этом вес был немного смещен в вашу сторону. Это уменьшит усилие, необходимое для отталкивания.
  • Следите за тем, где находятся подножки, центральная и боковая подножка, переключатель скоростей, и держите правую ногу подальше от них.

Назад

  • Находясь рядом, возьмитесь за левую рукоятку руля и либо за сиденье, либо за кожух сиденья, либо за поручень. Это позволит вам повернуться лицом в нужную сторону, сохраняя контроль над байком.
  • Двигаться на мотоцикле назад гораздо сложнее, чем вперед, поэтому по возможности останавливайте мотоцикл в таком месте, чтобы не перекатывать его назад.
  • При наличии уклона или подъема лучше оставить мотоцикл на передаче и использовать рычаг сцепления для контроля скорости.

Риски при перекатывании

Самый безопасный способ катить мотоцикл — сидя на нём.

Если земля скользкая или ботинки грязные, вы можете поскользнуться и получить травму. Вес машины может привести к травме.

Катить мотоцикл назад рискованно, потому что затруднён обзор, и вы не видите опасностей непосредственно за байком.

Проблемы, которые могут потребовать практики

Многим райдерам поначалу трудно перекатывать мотоцикл. Распространенными проблемами являются:

  • отсутствие уверенности при спуске или подъеме — это должно быть твердое уверенное движение
  • плохой баланс
  • взгляд вниз вместо того, чтобы смотреть туда, куда вы хотите поехать
  • физические особенности райдера — например, короткие руки, короткие ноги или низкая масса тела могут затруднить перекатывание тяжелого байка.

Практика поможет вам преодолеть эти проблемы. Отработайте технику установки и снятия байка с боковой или центральной подножки. Потренируйтесь перекатывать мотоцикл вперед и назад с выключенным двигателем и потренируйтесь поворачивать перекатывая, чтобы увидеть, как переносится вес при перемещении руля от себя.

Если у вас есть возможность, отработайте эти приемы на каждом мотоцикле, на котоом ездите.