Езда по автостраде
Хорошая наблюдательность — ключ к безопасной езде по автостраде. Из-за высоких скоростей очень важно расширять обзор:
- смотрите вперед и назад до самого горизонта дороги
- часто и тщательно осматривайте дорогу впереди, по бокам и сзади
- регулярно пользуйтесь зеркалами — вы всегда должны знать, что происходит позади вас
- помните о "слепых зонах" своих и других участников дорожного движения и будьте готовы переместить свое тело и изменить положение машины, чтобы наблюдать за происходящим в этих зонах
- следите за тем, что происходит с вашим мотоциклом — регулярно проверяйте, чтобы приборы дают нормальные показания, прислушивайтесь к звуку двигателя и шуму шин по дорожному покрытию
- регулярно проверяйте свою скорость — очень легко не заметить увеличения скорости
- будьте особенно внимательны на перекрестках — в этих местах схема движения быстро меняется.
Во время следующей поездки по автостраде потренируйтесь в наблюдении. Обязательно сканируйте дорогу до горизонта, спереди и сзади. Часто используйте наблюдение сзади. Регулярно сканируйте и по сторонам.
Старайтесь, чтобы у вас было как можно больше времени для реагирования. Активное сканирование помогает повысить уровень вашей осведомленности, что, в свою очередь, повышает общую безопасность.
Адаптация к высоким скоростям
На скорости 100 км в час вы преодолеваете 31 метр в секунду. Чтобы дать себе как можно больше времени на реакцию:
- расширяйте свое наблюдение во всех направлениях и до горизонта дороги
- заблаговременно предвидьте и поддерживать безопасную дистанцию следования — в хорошую погоду можно руководствоваться правилом двух секунд, но в плохую погоду необходимо оставлять гораздо большее расстояние
- плавно используйте все органы управления, особенно руль, при движении на высокой скорости
- дайте другим водителям достаточно времени, чтобы увидеть ваши сигналы, прежде чем совершить маневр
- шум ветра и двигателя может заглушить звук клаксона на высокой скорости, поэтому при необходимости предупредить других участников дорожного движения о своем присутствии используйте фары.
Помните, что водители, движущиеся на высокой скорости, могут не заметить вас вдалеке и выехать перед вами.
Дисциплина полосы движения
Для безопасной езды по автостраде необходимо соблюдать дисциплину на полосе движения. Не существует медленны х или быстрых полос. Обгоняйте только слева, за исключением случаев, когда движение осуществляется в порядке очереди и очередь слева от вас движется медленнее, чем вы.
Не обгоняйте по полосе справа.
Обгон
Прежде чем совершить обгон, обратите внимание на:
- более медленные автомобили, движущихся перед вами
- более быстрые автомобили, приближающиеся сзади.
Применяйте систему управления мотоциклом для безопасного обгона на автомагистралях и других многополосных дорогах, уделяя особое внимание получению, использованию и передаче информации.
Получение информации
Регулярно сканируйте дорогу, чтобы постоянно быть в курсе того, что делается вокруг. Вы должны знать, какие автомобили приближаются к другим автомобилям впереди, а какие - позади. Постоянно отслеживайте возможности для обгона и подбирайте скорость сближения так, чтобы она совпадала с возможностями. Учитывайте дополнительные опасности, связанные с закрытием полос движения и перекрестками автомагистралей.
Ищите ранние предупреждения о том, что другие автомобили намерены совершить обгон:
- относительная скорость
- движения головы
- движения кузова
- движение автомобиля от центра полосы в сторону белой разметки.
Скорее всего, вы увидите все эти признаки до того, как водитель подаст сигнал: многие сигналят только тогда, когда начинают менять полосу движения.
Во время поездки по автостраде на достаточной дистанции (например, 30 км) потренируйтесь замечать предупреждающие знаки, описанные выше, чтобы предсказать, когда другие авт омобили собираются сменить полосу движения. Используйте это предвидение для планирования.
Хорошо подумайте, прежде чем совершать обгон на правых поворотах, где на первой и второй полосах движения находятся в основном большегрузные или крупные автомобили. Автомобиль может быть спрятан между большегрузными машинами и вот-вот выедет на полосу 3. Убедитесь, что вы можете безопасно остановиться на расстоянии, которое вы видите, чтобы быть на своей полосе. Не пытайтесь обгонять, если не уверены, что видите все автомобили на полосе 2.
Непосредственно перед обгоном тщательно проверьте положение и скорость автомобилей, находящихся позади. Например, прежде чем переместиться на полосу 2, чтобы обогнать автомобиль на полосе 1, проверьте, нет ли быстро приближающихся автомобилей, которые двигаются обратно на полосу 2 с полосы 3.
Двигайте головой, чтобы увеличить обзор по обе стороны от слепой зоны. Проверьте положение и скорость впереди идущих автомобилей, а затем подумайте, какую информацию вам нужно передать окружающим участникам движения.
Помните о воздушном сопротивлении, создаваемом автомобилями с высокими бортами.
Предоставление информации
Не садитесь в слепую зону автомобиля, который вы пытаетесь обогнать. Стремитесь быстро проехать через неё или не въезжайте вовсе. Если вы оказались в слепой зоне водителя и не можете обогнать его, отступите назад, чтобы вас было видно.
Подумайте о том, чтобы предупредить других участников дорожного движения о своем присутствии, особенно если вы едете на скорости. Если вы решили, что мигание фарами будет полезным, сделайте это заблаговременно, чтобы другой человек успел среагировать. Дайте одну вспышку: определите ее длительность в зависимости от вашей скорости и реакции других водителей. Следите за тем, чтобы не показаться агрессивным другим участникам дорожного движения, и не ослепляйте встречных водителей. Имейте в виду, что мигание фарами может быть неправильно истолковано другими водителями как приглашение выехать перед вами.
Сигналы поворотниками
Подумайте о том, чтобы подать сигнал перед сменой полосы движения. Дайте индикатору мигнуть достаточно долго, чтобы другие автомобили увидели его и отреагировали.
Когда вы проедете автомобиль или автомобили впереди, вернитесь в соответствующую полосу, когда появится возможность. Но не продолжайте вилять туда-сюда.
Оставляйте себе место для маневра
Если вы движетесь по полосе 2, а движение по вашей полосе впереди остановилось, снизьте скорость, чтобы медленнее приближаться к очереди. Если движение по полосе 1 свободно, особую опасность представляют грузовики с правым рулем, приближающиеся сзади и выезжающие на полосу 2, чтобы обогнать впереди идущий грузовик.
Когда вас обгоняют
Предвидьте намерения водителей, едущих позади вас, по их положению в полосе движения и скорости приближения. Это поможет вам избежать потенциально опасных ситуаций. Когда другой автомобиль обгоняет вас, помните, что вы находитесь в слепой зоне обгоняющего водителя.
Перекрестки автомагистралей
На перекрестках и в зонах АЗС вы, скорее всего, столкнетесь с колебаниями скорости движения и большим количеством автомобилей, меняющих полосу. Следите за водителями, которые меняют полосу для выезда только в последний момент. Когда вы видите съезд с автомагистрали, ожидайте, что впереди будет полоса разгона и что на автомагистраль может выйти транспорт. Если вы находитесь на главной проезжей части, заблаговременно проверьте зеркала и позвольте транспорту присоединиться к автостраде, слегка изменив скорость или сменив полосу движения. Транспортные средства на автомагистрали имеют приоритет проезда, поэтому не меняйте полосы, если это заставит другие транспортные средства изменить скорость или положение.
Следите за топливом, пролитым на дорожное покрытие на перекрестках автострад из большегрузных автомобилей. Водители большегрузов могут разлить лишнее топливо при резком ускорении, при выезде на автостраду.
Использование обочины с твёрдым покрытием
Обочина с твёрдым покрытием является частью автомагистрали; на традиционных автомагистралях она предназначена только для экстренного использования. Она должна использоваться только в соответствии с ПДД, а для райдеров экстренных служб — в соответствии с последними профессиональными рекомендациями. Остановка на обочине опасна как для самого райдера, так и для других участников движения, поскольку высок риск столкновения. Никогда не используйте обочину для обгона.
На отдельных участках автомагистралей "умного" типа обочина с твёрдым покрытием может постоянно использоваться как полоса для движения (автомагистрали ALR). В таких условиях будьте особенно бдительны и следите за неподвижными автомобилями на любой из полос движения. Также следите за автомобилями, въезжающими или выезжающими с аварийных участков.
Выезжая на обочину с твёрдым покрытием или в аварийную зону, помните, что дорога может содержать рыхлый гравий и другие обломки, которые уменьшают сцепление с дорогой при остановке. При въезде на обочину или выезде с нее обратите внимание на обломки вроде шурупов, гвоздей и других острых предметов, которые могут повредить ваши шины.
Выезжая с обочины или аварийной зоны, внимательно следите за приближающимся сзади транспортом. В зависимости от интенсивности движения выберите подходящий момент для выезда. Если вы выезжаете с обочины с твёрдым покрытием, наберите скорость, чтобы сравняться со скоростью автомобилей в полосе 1, прежде чем выезжать на первую полосу проезжей части.