Спектр опасностей
Прежде чем приступить к обгону, рассмотрите весь спектр возможных опасностей в ситуации. Вы уже рассмотрели опасности, создаваемые впереди идущим автомобилем и транспортными средствами позади, а также опасности, связанные с определенными типами проезжей части, но дорожные условия и другие участники движения также опасны, например:
- пешеходы
- велосипедисты и лошади
- встречные транспортные средства, которые еще не видны
- расположение и состояние дороги
- дорожное покрытие.
Вам необходимо обратить внимание на все соответствующие дорожные знаки, разметку и ограничения скорости, прежде чем пытаться совершить обгон. Некоторые из этих опасностей более подробно рассмотрены ниже.
Велосипедисты и лошади
Хотя велосипеды не занимают много места на дороге, у них маленькая площадь контакта с асфальтом и ограниченное сцепление шин. Они неустойчивы по своей природе — их заносит как из-за погодных условий, так и из-за проезжающего транспорта, и они подвержены опасностям на дорожном покрытии, вроде выбоин. Кроме того, у них ограниченные тормозные возможности. У велосипедистов мало физической защиты, обычно у них нет зеркал, они могут носить наушники и могут быть не обучены правилам безопасности движения.
Когда вы обгоняете велосипедиста:
- Предоставьте ему пространство для маневра — не менее 1,5 метров, но больше, если вы едете с большой скоростью относительно велосипеда.
- Обгоняйте только со стороны дороги, соблюдая осторожность.
- Не обгоняйте велосипедиста и не поворачивайте поперек его пути — у велосипеда ограниченные возможности торможения, и это в любом случае неучтиво. Внимательно оценивайте скорость велосипедиста — ее легко недооценить.
На светофорах с дополнительными стоп-линиями для велосипедистов вам может потребоваться совершить обгон вскоре после начала движения. Велосипедист может находиться в центре дороги и вилять, набирая скорость, поэтому будьте готовы дать ему дополнительное пространство.
Скорость или звук клаксона могут испугать лошадей. Британское конное общество рекомендует райдерам обгонять лошадей со скоростью не более 20 км в час. Предоставьте лошадям достаточно места и не используйте сигнальные устройства. Будьте готовы остановиться в случае необходимости.
Форма и состояние дороги
Когда вы планируете совершить обгон, обратите внимание на возможные опасности на дороге впереди. Остерегайтесь препятствий и перекрестков на обочине, включая тропинки, дорожки, въезды и ворота фермы. Из них могут появиться транспортные средства, пешеходы или животные, что заставит впереди идущий автомобиль (автомобили) отклониться к центру дороги. Ищите левосторонние перекрестки и въезды, скрывающие автомобили или другие опасности, которые могут выехать перед вами.
Ищите стоянки по обеим сторонам дороги и следите за выезжающими с них автомобилями. Водители, выезжающие со стоянки на другой стороне дороги, могут не заметить вас, потому что следят за тем, что происходит позади, а не перед ними. Постарайтесь расположиться так, чтобы водители, стоящие на обочине, могли вас видеть.
Оцените ширину дороги и обратите внимание на любые особенности, которые могут заслонить вам обзор, например, растительность, повороты, скрытые от глаз спуски, гребни холмов и горбатые мосты. На участках дороги, которые вы не видите, к вам могут приближаться быстро движущиеся автомобили.
Убедитесь, что вы просмотрели весь участок дороги, необходимый для выполнения маневра, и знаете, что он не включает никаких других опасностей. Особенно внимательно следите за опасностями, которые могут заставить обгоняемые вами автомобили изменить свое положение. Полностью используйте дорожные знаки и дорожную разметку, особенно те, которые дают указания или предупреждают об опасности впереди.
См. главу 4, Дорожные знаки и разметка.
Дорожное покрытие
Перед обгоном расположите мотоцикл так, чтобы избежать дефектов проезжей части, неровностей дорожного покрытия, мусора и люков — все это может нарушить управляемость мотоцикла. Следите за водой на поверхности, которая может вызвать завесу брызг в критический момент. Помните, что плохая погода может повлиять на устойчивость вашего мотоцикла на дороге и на то, насколько хорошо вы видите дорогу.