Перейти к основному содержимому

Трехэтапный обгон

Первый этап: следование за транспортом

Если вы нагоняете впереди идущий автомобиль, но видите, что обогнать его сразу не получится, снизьте скорость, чтобы ехать на безопасном расстоянии, пока вы ищете возможность для обгона на подходящем участке дороги.

См. главу 9, "Следование за транспортом".

Наблюдайте и оценивайте дорожную обстановку и условия движения впереди на предмет возможности безопасного обгона. Когда вы ее предвидите, перейдите в положение для обгона. Это самый сложный из трех этапов обгона, поэтому вы должны задать себе ряд вопросов:

осторожно

Представляет ли дорога опасность? Достаточна ли ширина дороги для обгона? Какова скорость обгоняемого автомобиля (автомобилей)? Какова вероятная реакция водителя и пассажиров впереди идущего автомобиля? Есть ли вероятность, что водитель(и) впереди обгонит? Какова скорость и близость встречных транспортных средств? Есть ли вероятность того, что пока еще невидимые автомобили приближаются на высокой скорости? Что происходит сзади? Может ли кто-нибудь из следующих сзади автомобилей обогнать меня? Какова подходящая скорость для завершения обгона с учетом опасностей, угрожающих транспортному средству, которое я обгоняю? Какое расстояние мне нужно для безопасного обгона и возврата на свою полосу? Принял ли я во внимание скорость и характеристики своей машины? Обратил ли я внимание на соответствующие дорожные знаки, разметку и ограничения скорости?

Ваши приоритеты могут меняться по мере выполнения маневра. Продолжайте наблюдать, планировать и обрабатывать информацию, чтобы вы могли корректировать приоритеты по мере развития обгона. Наблюдайте за тем, что происходит на дальнем и среднем расстоянии, на переднем плане и позади. Делайте это неоднократно. Помните, что одного наблюдения недостаточно. Ваша безопасность зависит от правильной интерпретации того, что вы видите.

В некоторых случаях вы планируете занять позицию позади, но, когда приближаетесь к впереди идущему автомобилю, обнаруживаете, что дорога впереди хорошо просматривается и нет никаких дополнительных опасностей. В этом случае вы можете сразу пойти на обгон.

В противном случае, как только вы сочтете, что нашли безопасное место для обгона, начинайте сокращать дистанцию между вами и впереди идущим автомобилем.

Второй этап: позиция для обгона

Расположите свой мотоцикл так, чтобы получить наилучший обзор и возможность для обгона, переместившись в позицию для обгона.

Обгон

Это положение обычно ближе к впереди идущему автомобилю, чем положение следования, и его следует использовать только для подготовки к обгону. Всегда помните о безопасности. Если в поле зрения появляется опасность (например, встречный автомобиль, перекресток), отъедьте на соответствующую дистанцию до впереди идущего автомобиля.

Помните о необходимости наблюдения сзади, если вы не знаете, что находится в вашей слепой зоне. Подумайте о необходимости подать сигнал.

Когда вы приблизитесь к впереди идущему автомобилю, водитель, скорее всего, поймет, что вы хотите совершить обгон. Будьте осторожны, чтобы не запугать водителя впереди и не показаться агрессивным, следуя слишком близко, что опасно и непродуктивно. Слишком близкое следование может заставить другого водителя прибавить скорость, что затруднит обгон.

Перед тем как занять позицию для обгона, посмотрите на впереди идущий автомобиль со стороны обочины, с ближней стороны, под, над и через окна.

Как правило, располагайте свой мотоцикл в направлении заднего угла впереди идущего автомобиля. Такая позиция имеет два преимущества:

  • водитель впереди может видеть вас через салонное и боковое зеркало
  • вы ближе к разделительной линии.

Не находитесь в "слепой зоне" автомобилей, которые вы собираетесь обгонять.

Выберите наиболее чувствительную передачу для скорости, на которой вы будете совершать обгон, чтобы не пришлось переключать передачу во время маневра. Хорошая наблюдательность, рассудительность и чувство ускорения должны позволить вам вернуться в свою полосу без торможения.

Обгон

Когда вы едете за большим грузовиком, держитесь подальше и смотрите по обе стороны от него. Видите ли вы оба зеркала фуры? Если нет, водитель может не видеть вас. Посмотрите на лицо водителя в зеркале. Оно дает вам много информации. Если водитель поворачивает голову, скорее всего, он вас увидел.

Третий этап: обгон

Находясь в позиции обгона, отрегулируйте свое положение так, чтобы у вас был свободный путь за автомобилем, который вы хотите обогнать. Подумайте о заднем наблюдении.

С этой позиции:

  • убедитесь в наличии безопасного зазора перед обгоняемым автомобилем
  • при оценке безопасного зазора учитывайте воздействие на участника движения, которого вы обгоняете
  • если вы видите, что маневр будет небезопасен, вернитесь в положение для следования или обгона в зависимости от ситуации
  • если маневр может быть выполнен безопасно, ускорьтесь.

Проезжая мимо, пересмотрите опасность впереди обгоняемого автомобиля. Это могут быть другие автомобили, которые вы хотите обогнать, физические особенности, такие как перекрестки или повороты, или "мертвая зона" — любая часть дороги, которую вы не можете видеть из-за особенностей ландшафта, изгибов или характера дороги.

Обгон

Помните, что обгон — это ваше решение, и вы можете пересмотреть его в любой момент. Но имейте в виду, если вы начнете обгон, а затем в свете новой информации откажетесь от него, автомобиль сзади может переместиться в ваше пространство, оставив вас в затруднительном положении. Если вы сомневаетесь, воздержитесь от обгона.

Обгон

Обгон в потоке

Обгонять в потоке машин сложнее, потому что на это требуется больше времени. Кроме того, вам придется учитывать возможные действия других водителей, как впереди, так и позади. Водители впереди могут не знать, что вы там находитесь или собираетесь обгонять; водители позади могут попытаться обогнать вас.

Всегда четко сигнализируйте о своих намерениях другим участникам дорожного движения.

Перед обгоном определите свободный промежуток между впереди идущими автомобилями, в который вы можете безопасно въехать. Этот промежуток может уменьшиться до того, как вы приедете, поэтому выбирайте достаточно большой, чтобы это было возможно. Не обгоняйте, если вам придется втискиваться в узкий зазор.

Подумайте о том, чтобы съехать на другую сторону дороги, чтобы лучше видеть дорогу впереди. Занимайте эту позицию, если вы видите, что дорога впереди свободна, и если вы можете определить свободный промежуток для возвращения и имеете достаточно времени, чтобы добраться до него. Предусмотрите возможность того, что следующий за вами водитель может въехать в промежуток, из которого вы только что выехали. Когда достигнете планируемой позиции, возможно, вам не придется возвращаться на свою полосу. Если это безопасно, удерживайте позицию, пока не решите, сможете ли вы обогнать еще несколько автомобилей.

Примените систему. Если на дороге больше одного автомобиля, вы можете рассмотреть серию опережений как один маневр. Но оценивайте каждоый обгон отдельно по мере приближения к автомобилю.

Обгон

Планируя совершить обгон в потоке машин, подумайте о том, чтобы выехать на другую сторону дороги, чтобы лучше видеть дорогу впереди.

Начиная с начала обгона предыдущего автомобиля, подумайте, продолжать ли движение или вернуться на безопасную позицию в свою полосу. Каждое из этих решений — отдельное применение системы. Не поддавайтесь искушению увеличивать скорость при каждом обгоне в потоке.

Обгон