Перейти к основному содержимому

Безопасное расположение при приближении к опасностям

Система управления мотоциклом обеспечивает безопасное и методичное прохожение опасностей. Приближаясь к опасности, обратите внимание на состояние дорожного покрытия до и после нее и выберите курс, обеспечивающий достаточное сцепление шин с дорогой. При планировании пути будьте внимательны к опасностям, возникающим по обе стороны дороги.

Опасность может исходить отовсюду, но будьте особенно внимательны к движущимся опасностям, возникающим слева. Как правило, у вас будет меньше времени, чтобы среагировать на них. На узких и односторонних дорогах необходимо уделять одинаковое внимание обеим сторонам дороги. Выберите курс, который уменьшит вашу уязвимость и сделает вас более заметным для других участников дорожного движения.

Опасности на дороге

К распространенным опасностям, на которые следует обращать внимание, относятся:

  • пешеходы, особенно дети, выходящие за пределы пешеходной дорожки
  • припаркованные автомобили и их пассажиры
  • велосипедисты, особенно дети
  • лошади
  • Бегуны там, где нет пешеходной дорожки
  • Скрытое пересечение дорог
  • Поверхностные воды и брызги из луж на обочинах.

Расположите мотоцикл так, чтобы избежать дефектов проезжей части, неровностей дорожного покрытия, мусора и люков — все это может повлиять на устойчивость.

Если вы обнаружили опасность на ближайшей стороне, займите положение ближе к центру дороги. Это дает два преимущества:

  • обеспечивается лучший обзор
  • больше пространства для принятия решения по предотвращению опасности, если это необходимо.

Если встречный транспорт делает такое положение небезопасным или дорога слишком узкая, снизьте скорость. Существует важный компромисс между вашей скоростью и свободным пространством вокруг машины. Чем меньше зазор, тем ниже скорость. Будьте готовы остановиться в случае необходимости.

Держитесь как можно дальше от рядов припаркованных автомобилей, если можете. Хорошее эмпирическое правило — оставлять места достаточное, по крайней мере, для открывающейся двери сбоку от припаркованных автомобилей. Если вы не можете это сделать, снизьте скорость.

(red)

Большинство детей-пешеходов, попавших в ДТП, не смотрели по сторонам. Возьмите за привычку спрашивать себя: "Смогу ли я вовремя остановиться, если ребенок выбежит на дорогу?".

Много пространства

Благоприятные дорожные условия позволяют ехать уверенней.

Мало пространства

Чем меньше у вас пространства, тем медленнее вы должны ехать.

Заметность на фоне

Насколько хорошо вы выделяетесь на общем фоне?

Заметность ночью

Насколько вы заметны ночью?

Проверяйте, что сзади вас, чтобы расположиться так, чтобы вас было видно спереди и вы не терялись на фоне "визуальных помех" или более крупных автомобилей.

Велосипедисты

При движении в плотном потоке транспорта будьте внимательны к поведению велосипедистов. Имейте в виду, что велосипедисты могут попытаться объехать вас с близлежащей стороны или проскочить через узкие промежутки в потоке машин, которыми вы, возможно, собираетесь воспользоваться.

Улучшение обзора на выездах с прилегающей территории

Расположитесь так, чтобы вам было видно как можно больше дороги впереди и чтобы другие участники движения могли видеть вас. Вы можете улучшить обзор на прилегающих дорогах, расположив мотоцикл по центру дороги. Это также сделает вас более заметным для автомобилей, выезжающих с прилегающей территории.

Помните, что для водителя вы — очень маленькая точка, и ему может быть трудно определить, насколько далеко вы находитесь. Если вы займете центральное положение, водитель будет лучше осознавать ваше присутствие.

подсказка

Проверьте зрительный контакт и движение головы водителя, но не полагайтесь на это как на доказательство того, что водитель вас заметил — возможно, он реагирует на того, кто позади вас.

Занимая центральное положение, вы должны учитывать наличие транспортных средств на другой стороне дороги. Также помните, что велосипеды или автомобили могут подъехать к вам с внутренней стороны дороги. Займите положение, которое минимизирует опасность с обеих сторон дороги. Прежде чем изменить положение в ту или иную сторону, посмотрите назад.

подсказка

Располагайтесь так, чтобы видеть и быть видимым.

Выезд с прилегающей территории

(red)

В следующей поездки проверьте свои навыки безопасного расположения на дороге.

Уделяете ли вы достаточно внимания

  • опасностям вблизи?
  • опасностям на обочине?

Располагаете ли вы свой мотоцикл так, чтобы получить наилучший обзор в данных обстоятельствах, с учетом безопасности? Как вы могли бы улучшить свое положение, чтобы повысить безопасность?

Положение при следовании за транспортом

В потоке всегда держите безопасную дистанцию за впереди идущим автомобилем. Соблюдайте правило двух секунд: в зависимости от условий оставляйте между собой и впереди идущим автомобилем промежуток не менее двух секунд.

См. главу 5, Правило двух секунд

Соблюдение дистанции повышает вашу безопасность, поскольку:

  • у вас хороший обзор, и вы можете увеличить его с обеих сторон за счет небольшого изменения положения — это позволяет вам полностью контролировать происходящее на дороге впереди
  • вы можете безопасно остановить свой мотоцикл, если водитель впереди резко затормозит без предупреждения
  • вы можете увеличить тормозной путь, чтобы у водителя сзади было больше времени на реакцию, особенно если он едет слишком близко
  • вы сможете увидеть, когда безопасно переходить к обгону
  • в сырую погоду на вас попадает меньше брызг от впереди идущего автомобиля.

Обычно вам следует ехать слева (ближе к разделительной линии) сзади автомобиля спереди. С этой позиции вы:

  • видны через зеркала заднего вида впереди идущего автомобиля
  • можете начать обгон, сократив дистанцию практически без необходимости менять положение
  • можете уйти в любую сторону при возникновении аварийной ситуации.

Следование за машиной

Если вам необходимо занять центральное положение или позицию справа, увеличьте дистанцию, чтобы компенсировать потерю путей отхода в стороны.

Положение на виражах

При приближении к повороту дороги расположитесь так, чтобы обеспечить наилучший обзор дороги впереди. Получайте информацию по мере приближения к повороту, чтобы выбрать лучшее положение. Оно будет разным для правых и левых поворотов.

Дополнительную информацию см. в главе 7 "Прохождение поворотов, баланс и предотвращение заносов".

Позиция при повороте

Ваша позиция для поворота зависит от других участников движения, вашей безопасности, состояния дорожного покрытия, ширины дороги, расположения любых препятствий и их влияния на поведение других участников движения. Получайте информацию по мере приближения, которая поможет вам выбрать оптимальное положение. Как правило, при подъезде к перекрестку наилучшее положение — ближе к разделительной линии для левого поворота и ближе к обочине для правого.

При выборе положения на повороте внимательно изучите следующие моменты:

Разметка

Разметку

Траффик

Другие машины

Светофор

Стрелки светофора

Препятствия

Препятствия

Если вы собираетесь повернуть налево, а встречный транспорт выезжает на вашу сторону дороги, сместитесь подальше от разделительной линии.

Если вы собираетесь повернуть направо, а поворот имеет острый угол, затенен или на нем присутствуют пешеходы, подъезжайте к повороту с большего расстояния от обочине, чем обычно.

Занимайте положение заблаговременно. Избегайте "лебединой шеи" — приближения к перекрёстку в положении ближе к обочине, а затем резкого поворота налево. Это может ввести в заблуждение других участников дорожного движения относительно ваших намерений.

Заблаговременное занятие позиции для поворота

Положение на перекрестке

Когда вы поворачиваете налево на перекрестке, а встречный автомобиль также поворачивает налево, вы можете выбрать одно из двух положений. Ваш выбор будет зависеть от схемы дороги и разметки, а также от положения другого автомобиля:

  • проехать ближе к разделительной — так вам будет лучше видно
  • проехать ближе к обочине - если дорожные условия, разметка перекрестка или положение другого транспортного средства делают проезд рядом с разделительной нецелесообразным.

Будьте особенно внимательны при проезде ближе к обочине, особенно если обзор дороги закрывает высокий фургон или грузовик. Внимательно следите за встречным транспортом.

Райдеры очень уязвимы при выполнении этого маневра.

Проезд перекёрстка

Проезд перекёрстка

Будьте особенно осторожны при проезде по обочине, так как обзор дороги закрыт другим автомобилем.

Позиция для остановки позади других транспортных средств

Прежде чем остановиться, продумайте свои дальнейшие действия. Расположите мотоцикл так, чтобы вы могли легко продолжить движение не мешая другим участникам дорожного движения. Вам должны быть видны задние шины впереди идущего транспортного средства и пустой асфальт.

подсказка

Помните: думайте "резина и дорога" или "шины и асфальт".

Остановка на значительном расстоянии от впереди идущего автомобиля дает вам несколько преимуществ:

  • хороший обзор дороги
  • возможность объехать впереди идущий автомобиль, если он заглохнет или замешкается
  • если в вас врезаются сзади, у вас есть шанс повернуть и избежать столкновения с впереди идущим автомобилем
  • пространство перед вами — безопасное убежище для велосипеда или другого мотоцикла
  • если вы понимаете, что приближающееся сзади транспортное средство слишком поздно начало торможение, вы можете сместиться вперед, чтобы дать ему дополнительное пространство для остановки
  • на подъеме, если впереди идущее транспортное средство начинает откатываться назад, у вас есть время предупредить водителя или принять меры по уклонению.

Примером использования безопасной остановочной дистанции является светофор, который установлен сразу за изгибом дороги. Подумайте, чтобы остановиться перед светофором так, чтобы водители, подъезжающие сзади, могли увидеть вас заранее.

Остановка

Оставьте себе достаточно места, чтобы при необходимости оттормозиться и пропустить впереди идущий автомобиль. Вы должны видеть задние шины впереди идущего автомобиля и пустой асфальт.

Позиция при подъезде к холму

При подъезде к холму занимайте центральное положение в своей полосе. Это позволит свести к минимуму риск столкновения с пока еще невидимым транспортным средством, приближающимся со стороны холма, а также избежать опасности для невидимого пешехода или велосипедиста, находящегося прямо за холмом.