Перейти к основному содержимому

Замедление и остановка

Вы должны уметь плавно замедляться и останавливаться, полностью контролируя машину. Своевременно предвидьте необходимость замедления или остановки и тормозите плавно и постепенно. Умение точно оценить необходимый тормозной путь на разных скоростях и в разных условиях — основной навык безопасной езды.

Отпускание газа — торможение двигателем

Торможение двигателем зависит от типа машины, объема двигателя, конфигурации цилиндров и выбранной вами передачи.

Когда вы отпускаете газ, двигатель замедляется и оказывает замедляющее действие на колеса. Двигатель действует как тормоз, снижая скорость движения плавно и постепенно, без особого износа мотоцикла.

Эффект будет сильнее, если сбросить газ на низкой передаче.

Торможение двигателем позволяет сбросить скорость в условиях, когда обычное торможение может заблокировать колеса. Оно также полезно на длинных спусках в холмистой местности.

Торможение двигателем действует только на заднее колесо, но это эффективный способ сбросить скорость. Помните, в это случае вы не подаете тормозного сигнала движущемуся за вами транспорту.

подсказка

При обычной езде торможение двигателем можно использовать только для постепенного изменения скорости.

Использование тормозов

См. также Приложение 2, Проверка тормозов, стр. 285.

Используйте тормоза, когда вам нужно замедлиться быстрее, чем при торможении двигателем. Правильное использование тормозов на мотоцикле позволяет быстро и эффективно замедлиться. Неправильное использование может привести к столкновению или потере контроля над байком.

См. главу 7 "Прохождение поворотов, баланс и предотвращение заносов".

Соблюдайте следующие правила торможения:

  • резко тормозите только при движении по прямой
  • тормозите заблаговременно
  • регулируйте давление в тормозной системе в зависимости от состояния дорожного покрытия
  • не используйте передний тормоз:
    • при наклоне мотоцикла
    • при повороте
    • на рыхлой или скользкой поверхности
  • на холмах тормозите на прямых участках и ослабляйте торможение на поворотах.

Торможение при приближении к опасности

Время и сила нажима на тормоза, зависит от вашей оценки скорости и расстояния. Вы должны учитывать:

  • вашу начальную скорость
  • дорожное покрытие
  • степень наклона
  • погодные условия
  • особенности дороги и дорожной обстановки.

Иногда торможение может быть жестким, но оно никогда не должно быть резким. Резкое торможение обычно свидетельствует о плохом наблюдении, предвидении и планировании. Старайтесь плавно снижать скорость с момента, пока не достигнете нужной скорости для преодоления опасности. Выбор времени имеет решающее значение: не тормозите так рано, чтобы вам пришлось снова ускориться, чтобы преодолеть опасность, или так поздно, чтобы тормозить с силой.

Максимальная отдача от тормозов

Переднее колесо мотоцикла создает наибольшее тормозное усилие. Заднее колесо создает меньшее, но значительное усилие. В нормальных условиях используйте оба тормоза, чтобы добиться оптимального торможения. При торможении вес машины смещается вперед на переднее колесо, улучшая сцепление передних шин с дорогой и уменьшая сцепление задних.

Прикладывайте тормозное усилие к обоим колесам аккуратно и здраво.

Смещение веса с заднего колеса на переднее означает, что довольно легко превысить уровень сцепления шин с дорогой на заднем колесе. Слишком сильное давление на задний тормоз может привести к блокировке заднего колеса.

Некоторые райдеры не хотят использовать передний тормоз, потому что боятся заблокировать переднее колесо. Но тогда вы теряете большую часть тормозных возможностей.

Есть ситуации, когда разумно не использовать передний тормоз, но это не жесткий совет. По мере того как вы будете набираться опыта и чувствовать свою машину, вы выработаете способность не использовать передний тормоз в неблагоприятных ситуациях. Ваша осведомленность о допустимых пределах сцепления шин с дорогой и тонкость управления будут расти с практикой.

Не полагайтесь только на задний тормоз. Использование только этого тормоза, особенно при резком торможении, может привести к блокировке заднего колеса и его скольжению по дороге. Использование только заднего тормоза значительно увеличивает тормозной путь.

Когда нажимать на тормоза и насколько сильно, зависит от:

  • вашей скорости
  • доступного пространства
  • дорожного покрытия
  • вашей оценки подходящей скорости для приближения к опасности.

В обычных условиях тормозите плавно, пока значительно не замедлитесь, затем уменьшите давление на тормоза для достижения максимальной плавности.

(green)

При плавном торможении расходуется меньше топлива.

См. Приложение 3, Топливоэффективная езда, стр. 286.

Торможение

подсказка

Знаете ли вы тормозные возможности мотоциклов, на которых ездите?

Найдите подходящее место с хорошим обзором, где вы сможете испытать тормоза, не задевая других участников дорожного движения.

Потренируйтесь использовать

  • оба тормоза вместе
  • передним тормозом по отдельности
  • задним тормозом самостоятельно.

Если у вас есть ABS или комбинированные тормоза, следуйте указаниям производителя.

Эти испытания должны придать вам уверенности в том, что при необходимости вы сможете использовать тормоза в полную силу. Всегда помните, что на поворотах и скользких поверхностях риск блокировки колес может возрасти.

Сочетание передних и задних тормозов

Оптимальное сочетание переднего и заднего торможения зависит от скорости, направления движения и состояния дорожного покрытия.

При прохождении поворотов Как правило, на подходе к повороту или виражу планируйте торможение заблаговременно. Избегайте резкого торможения при прохождении поворотов, поскольку это влияет на устойчивость машины и может привести к боковому скольжению колес Тогда есть вероятность, что байк упадёт.

Если вам приходится тормозить, делайте это мягко и плавно. Регулируйте давление в тормозной системе в зависимости от состояния дорожного покрытия и не допускайте блокировки колес.

См. раздел Компромисс сцепления шин с дорогой, стр. 105.

На плохом покрытии

Хорошая наблюдательность и предвидение помогут вам чутко реагировать на дорожные условия. Гравий, сырость, дождь, дорожная краска, листья, пыль и другие опасные факторы могут создать плохое дорожное покрытие. Если поверхность плохая, тормозите на том участке дороги, который обеспечивает наилучшее сцепление. Регулируйте давление в тормозах в зависимости от состояния покрытия: на хорошем покрытии увеличьте давление, на плохом — уменьшите.

Там, где покрытие непонятно, не используйте тормоза и полагайтесь на торможение двигателем. Плавно используйте задний тормоз, чтобы окончательно остановить мотоцикл.

Экстренное торможение на хорошей сухой дороге

В экстренной ситуации оцените, сможете ли вы избежать неприятностей или у вас есть место для торможения по прямой. Самый быстрый и короткий способ остановиться на хорошей сухой дороге — затормозить до момента блокировки колес. Тормозите как можно сильнее обоими тормозами, но не допускайте блокировки ни одного колеса. По мере замедления мотоцикла постепенно ослабляйте давление на передний тормоз и увеличивайте давление на задний.

Помните:

  • первое нажатие на тормоз должно быть плавным и осторожным
  • приготовьтесь к тому, что устойчивость мотоцикла может ухудшиться
  • приготовьтесь к тому, что при наклоне мотоцикл может "просесть".
  • сосредоточьтесь на том, куда вы хотите поехать, а не на опасности.

На мотоциклах, оснащенных системой ABS, нажимайте на тормоза с усилием. Чтобы система сработала, тормоза должны быть полностью зажаты. Не отпускайте их, когда почувствуете, что система сработала. При работе ABS вы почувствуете пульсирующее ощущение.

Экстренное торможение на скользкой дороге

По возможности избегайте экстренного торможения на скользкой поверхности. Будьте внимательны и предусмотрительны, своевременно регулируйте скорость, чтобы избежать необходимости тормозить в таких условиях.

Если ваш мотоцикл оснащен АБС, тормозите уверенно и оценивайте уровень сцепления с дорогой по мере замедления.

Мотоциклы, оснащенные хорошими тормозами и ABS, могут резко тормозить на скользкой поверхности и сохранять устойчивость.

На мотоцикле без ABS аккуратно прикладывайте тормозное усилие к передним и задним колесам, стараясь не допустить блокировки колеса и потери сцепления с дорогой. Если колесо начинает скользить, осторожно снимите давление с тормозной системы, чтобы колесо снова могло вращаться, а затем снова надавите на тормоз.

(red)

Помните: если сработало ABS, спросите себя, почему. Вы рискуете? Может быть, вам нужно улучшить свою технику?

Правило безопасного остановочного пути

Правило безопасного остановочного пути — это один из основных принципов Роадкрафт. Соотнося свою скорость с расстоянием, на котором сможете остановиться, вы способны выбрать безопасную скорость в любой ситуации.

Всегда ездите так, чтобы вы могли безопасно остановиться в пределах расстояния, которое вы видите, оставаясь на своей стороне дороги.

Важность соблюдения этого правила для вашей безопасности и безопасности других людей трудно переоценить. Оно определяет скорость, с которой вы должны проходить повороты, и расстояние, на котором вы должны держаться от других транспортных средств в любых дорожных условиях. Успешное применение этого правила требует навыков. Вы должны знать:

  • тормозные возможности вашего байка
  • тип и состояние дорожного покрытия — на скользкой или мокрой дороге тормозной путь значительно увеличивается
  • влияние поворотов, торможения и баланса машины на сцепление шин с дорогой.
подсказка

На узких однополостных дорогах удвойте общий тормозной путь, чтобы у встречного автомобиля было пространство для торможения.

Общий безопасный остановочный путь

Чтобы определить общий безопасный остановочный путь, прибавьте дистанцию реакции к тормозному пути.

Расстояние на реакцию + тормозной путь = Остановочный путь

Дистанция реакции — это расстояние, пройденное за время между первым осознанием необходимости действий и их совершением. Именно поэтому жизненно важны настрой, наблюдательность, предвидение и способность обрабатывать информацию.

подсказка

Фактическое расстояние реакции зависит от скорости мотоцикла, вашего физического и психического состояния, внимательности и того, ожидаете ли вы чего-то или нет.

Хорошее предвидение позволяет уменьшить остановочный путь. Предвидение гораздо важнее быстрой реакции. Реакция на неожиданные события занимает гораздо больше времени, чем на ожидаемые — вам нужно меньше времени на размышления, если вы предвидите события, а не просто реагируете на них.

Некоторые распространенные лекарства (например, антигистаминные препараты от сенной лихорадки) могут вызывать сонливость и замедлять мышление. Будьте внимательны к их побочным эффектам.

Тормозной путь — это расстояние, необходимое для торможения. Фактический тормозной путь зависит от:

  • возможностей, размера и веса мотоцикла — более крупным и тяжелым требуется больше времени для остановки
  • уклона дороги — повышение или понижение уклона влияет на замедление и тормозной путь
  • состояние дорожного покрытия — скользкие поверхности значительно увеличивают тормозной путь
  • общий вес байка, райдера и снаряжения
  • состояние шин
  • способ использования тормоза.

Тормозной путь

Правило двух секунд

Чтобы сохранить безопасную дистанцию между вами и впереди идущим автомобилем на скоростных дорогах, оставляйте зазор не менее двух секунд. Но помните, что общий остановочный путь зависит от вашей скорости и состояния дорожного покрытия.

В сырую погоду вам нужно оставить как минимум вдвое большее расстояние, а в гололед — еще большее.

Легкий способ считать две секунды - сказать: "Только дурак нарушает правило двух секунд".

Правило двух секунд

Если автомобиль позади вас находится слишком близко, отъедьте подальше от автомобиля впереди. Это позволит вам плавнее затормозить в экстренной ситуации и может предотвратить наезд на вас сзади.