Перейти к основному содержимому

Использование газа

Откройте газ:

  • для увеличения скорости движения
  • для поддержания скорости; например, при прохождении поворотов или движении в гору (так называемый "принудительный газ").

Закройте газ:

  • чтобы снизить обороты двигателя и замедлить движение мотоцикла.

Если вы находитесь на правильной передаче, соответствующей вашей скорости, открытие газа приведет к быстрому увеличению оборотов двигателя. Если вы находитесь на слишком высокой передаче, двигатель может не реагировать, потому что нагрузка на колеса слишком велика.

Переключение на низшую передачу снижает нагрузку и позволяет двигателю ускориться, увеличивая скорость байка.

Если вы закроете газ, то получите обратный эффект — замедление. Обороты двигателя снижаются, и сжатие цилиндров замедляет движение байка. Чем ниже передача, тем сильнее замедляющее действие двигателя (торможение двигателем).

См. стр. 118, Отпускание газа — торможение двигателем.

Ускорение и баланс мотоцикла

Ускорение изменяет распределение веса между колесами мотоцикла. Когда байк ускоряется, вес поднимается с передней части и давит на заднее колесо, увеличивая нагрузку на заднюю шину.

При замедлении происходит обратное, увеличивая нагрузку на переднее колесо.

Ускорение

Во время ускорения
нагрузка на заднее колесо увеличивается, нагрузка на переднее колесо уменьшается

Замедление

Во время замедления
нагрузка на заднее колесо уменьшается, нагрузка на переднее колесо увеличивается

Повышайте свои навыки в использовании газа

От того, как вы используете газ, зависит ваша безопасность и безопасность окружающих. Мотоциклы очень чутко реагируют на ручку газа при ускорении и замедлении. Внезапное резкое выкручивание газа снижает сцепление шин с дорогой и повышает риск потерять устойчивость и контроль, особенно на поворотах. Это может привести к подъему переднего колеса мотоцикла или пробуксовки задним.

Резкое использование газа неудобно, создает ненужную нагрузку на байк, снижает сцепление шин с дорогой и увеличивает расход топлива. Развивайте плавный контроль над ручкой газа: используйте мягкие, плавные и точные движения для открытия или закрытия газа.

Разгонная способность мотоциклов сильно различается и зависит от топлива, мощности двигателя, его КПД, соотношения мощности к массе и нагрузки. Потратьте время, чтобы узнать возможности разгона всех мотоциклов, на которых вы ездите. Безопасность многих маневров, особенно обгонов, зависит от того, насколько хорошо вы его оцениваете. Помните: чем быстрее вы едете, тем большее расстояние вы проедете, прежде чем успеете среагировать на опасность. Вам потребуется больше времени, чтобы остановиться, а если вы столкнетесь, последствия удара будут еще хуже.

Чувство ускорения

подсказка

Чувство ускорения — это способность изменять скорость в зависимости от дорожных и транспортных условий путем точного управления газом, чтобы вы минимально (или вовсе без них) задействовали тормоза.

Чувство ускорения необходимо в любой ситуации: при трогании с места, обгоне, соблюдении скоростного режима, следовании за другими участниками движения и преодолении опасностей.

Чувство ускорения требует наблюдательности, предвидения, оценки скорости и расстояния, опыта езды и знания возможностей мотоцикла.

(Green)

По мере роста вашей способности предвидеть опасность, ваша езда станет более плавной, а расход топлива снизится.

См. Приложение 3, Топливоэффективная езда, стр. 286.

(red)

Как часто вам приходится тормозить при приближении к машине, чтобы сравняться с ней скоростями? Если ваш ответ "всегда" или "почти всегда", поработайте над развитием чувства ускорения.

Прокатитесь по привычному маршруту, используя чувство ускорения, а не торможения. Обратите внимание, как это улучшает ваше предвидение и повышает плавность хода.

Чувство ускорения поможет вам избежать ненужного торможения. Распространенными ошибками являются:

  • резкое ускорение при выезде с перекрестка, после чего приходится резко тормозить, чтобы снизить скорость до скорости впереди идущих автомобилей
  • ускорение, чтобы пристроиться за более медленным автомобилем, а затем необходимость тормозить перед обгоном
  • ускорение при обгоне, а затем резкое торможение, чтобы вернуться в промежуток
  • ускорение в образовавшийся промежуток

Использование газа в повороте

Чтобы добиться максимальной устойчивости на поворотах, необходимо поддерживать постоянную скорость. Для этого плавно откройте газ настолько, чтобы компенсировать потерю скорости при прохождении поворотов. Ваша цель — поддерживать постоянную скорость, а не увеличивать ее. Практика поможет вам определить, насколько нужно открыть газ для поддержания постоянной скорости.

подсказка

Сохраняйте приоткрытый газ (для поддержания постоянной скорости) на повороте. Постоянная скорость позволяет равномерно распределить вес на переднюю и заднюю части и обеспечивает максимальное сцепление шин с дорогой.

Если вы будете ускоряться и одновременно изменять направление движения, сцепление шин с дорогой может оказаться недостаточным, и вы потеряете контроль вовремя поворота.

Если вам нужно изменить курс и увеличить скорость одновременно, используйте газ аккуратно и плавно. Будьте особенно осторожны при ускорении на скользкой дороге. Если вы неправильно оцените ситуацию, вы можете потерять сцепление с дорогой и управление.

См. главу 7, стр. 143, Усилия при прохождении поворотов.

Газ в повороте

Следуйте главному принципу безопасности — вы всегда должны быть в состоянии безопасно остановиться в пределах расстояния, которое вы видите, чтобы быть остаться на своей стороне дороги. Если это расстояние сокращается, вы должны снизить скорость, чтобы соответствовать ему.

Ключевые моменты

  • Чем сильнее вы разгоняетесь, тем меньше ваша способность проходить повороты.
  • Используйте газ плавно — рывки могут привести к потере сцепления с дорогой и растрате топлива.
  • Ускоряйтесь разумно, чтобы изменять скорость движения без излишнего торможения.
  • Для контроля управления и устойчивости на поворотах используйте газ, чтобы поддерживать стабильную скорость на виражах.

Факторы, влияющие на ускорение и торможение двигателем

Конфигурация двигателя влияет на ускорение и торможение. Например, двухцилиндровый четырехтактный двигатель обеспечит больший крутящий момент на низких оборотах (тяговое усилие), но будет менее эластичным в высоких оборотах, чем четырехцилиндровый двигатель. Двухцилиндровый двигатель также обеспечивает большее торможение двигателем при закрытии газа.