Перейти к основному содержимому

Цели обучения водителей

Европейская система «Цели обучения водителей» (известная как «матрица GDE») устанавливает компетенции, на которых должно быть сосредоточено обучение водителей и райдеров, чтобы подготовить максимально безопасных специалистов.

4 уровня компетенции, необходимые для выполнения всех задач, связанных с вождениемЗнания и навыки, которыми надо овладетьВещи, повышающие риск: будьте в курсе и избегайте ихСамооценка для постоянного совершенствования
Человеческие факторы до того, как вы сядете на байк (например, ваша личность, уверенность, отношение и настроение)Каковы ваши жизненные цели и ценности? Как вы ведете себя в одиночку и в группе? Как ваши убеждения и личность влияют на вашу езду?Как вы реагируете на давление коллег?В жизни вы склонны идти на риск или избегать его?Какие ваши личные склонности или привычки могут увеличить риск при езде?Подумайте о себе, своем образе жизни и ценностях. Являетесь ли вы импульсивным? Всегда ли вы осознаете мотивы своих действий? Какими склонностями или установками вам нужно управлять во время езды? Вы конкурентоспособны? Вас возбуждает скорость? Раздражают ли вас другие участники дорожного движения?
Цель путешествияКаждое путешествие отличается. У него своя цель и свои обстоятельства. Нужно взвесить каждое путешествие в контексте.Что вам нужно запланировать? Какова цель этого путешествия? Оно срочное? Вы находитесь под давлением? Или это рутинная и утомительная поездка? Какими могут быть условия езды?Достаточно ли вы спланировали эту поездку? Как вы реагируете на нехватку времени? Какие действия вы предпринимаете, чтобы справиться с нудностью или монотонностью? Чему вы могли бы научиться в этом путешествии для следующего раза?
Дорожная ситуация, включая дорожные и погодные условия.Наблюдение, подача сигналов, чтение дорожной обстановки, оценка запаса прочности, соблюдение правил, предвидение опасности и позиционирование машины для безопасного движения.Помните об опасностях в конкретных условиях езды. Есть ли уязвимые участники дороги? Едете ли вы слишком быстро, чтобы безопасно остановиться? Учитываете ли вы погодные условия?Во время езды спросите себя: всегда ли вы используете правильную передачу и положение, соответствующие вашей скорости? Предвидите ли вы опасности и безопасно ли их преодолеваете? После поездки оцените, что вы сделали хорошо, что не очень хорошо и как можно улучшить ситуацию.
Управление машинойЗнание байков, на которых вы ездите, и способов управления ими (например, плавное и безопасное использование дросселя, тормозов и передач).Каковы характеристики машины, на которой вы едете? Например, склонна ли она к избыточной или недостаточной поворачиваемости? Какие средства безопасности установлены? Что они делают, если их активировать?Во время езды: можете ли вы точно управлять машиной? После поездки: преподнесла ли она вам какие-нибудь сюрпризы? Все ли вы контролировали? Что вы делали хорошо, что не очень хорошо и что можно улучшить?

Подробное описание системы GDE как теоретической основы для обучения райдеров, объясняющее каждый уровень компетенции, его содержание и последствия, см. в Hatakka et al (2002) и Peräaho et al (2003).

Недавно поступило предложение добавить пятый уровень в систему GDE: социальная среда. Он будет сосредоточен на культурных и социальных группах и связанных с ними ценностях и нормах, которые влияют на отношение и поведенческие намерения байкеров, относящих себя к той или иной группе.

Менталитет внутри группы может иметь особое значение для мотоциклистов экстренных служб.