Обработка сложной информации
Чтобы довести свою езду до уровня полицейских стандартов, вам потребуется расширить свои возможности по обработке сложной информации. Практика поможет в этом. Приведенная ниже схема — это простая модель, объясняющая, как мозг обрабатывает информацию, которую вы получаете через органы чувств во время езды. Ваш мозг использует эту информацию и прошлый опы т, чтобы понять ситуацию и решить, что делать. Затем он постоянно контролирует и, при необходимости, корректирует действия по мере выполнения.
Вход
Зрение — самое важное чувство для езды, но вы должны научиться использовать все свои органы чувств, чтобы составить как можно более полное представление о себе, своем окружении и ситуации. Ваш мозг использует наблюдение, знания и опыт, который хранится в долгосрочной памяти, для создания подробной ментальной карты или "картинки" вашей ситуации.
Принятие решений
Ваш мозг сравнивает эту ментальную картину с ситуациями из вашего опыта, определяет, какие действия вы предпринимали в прошлом, и выбирает план для текущей ситуации. Ваш мозг оценивает адекватность этого плана действий сравнивая его с действиями, которые вы уже предпринимали в аналогичных обстоятельствах. Вы используете несколько типов суждений:
- предвидение того, как могут развиваться события
- оценка предлагаемого плана с точки зрения риска, отмечая опасности и оценивая их на основе предыдущего опыта
- оценка окружения, положения, скорости и передачи.
Выход
Выполнить действия — получить соответствующий ответ.
Обратная связь
По мере воплощения своего плана в жизнь, мозг принимает новую информацию и постоянно перепроверяет ее, чтобы вы могли в любой момент изменить свои действия. Развитие этой способности до высокого уровня требует опыта, практики, бдительности и полной концентрации.
Способность оценивать ситуацию, оценивать риски и предвидеть, как будут развиваться события, очень важна для безопасной езды, особенно на высоких скоростях.
Улучшение обработки информации
Высокие требования, предъявляемые к полицейской езде, приводят к тому, что мозг может перенапрягаться, снижая эффективность езды и ставя под угрозу безопасность. Когда способность обрабатывать информацию снижена, это может привести к:
- увеличению времени реакции
- ошибкам восприятия
- снижению концентрации
- проблемам с запоминанием.
Если вы п оймете эти проблемы, то сможете предпринять шаги для улучшения способности обрабатывать информацию.
Время реакции
Время реакции — это время между получением новой информации об опасности и ответом на нее.
Время реакции = время принятия решения + время отклика.
У большинства райдеров одинаковое время отклика, но сильно разное время принятия решения.
По мере усложнения ситуации вам требуется больше времени на принятие решения, и поэтому общее время реакции также увеличивается. Как полицейский, вы можете оказаться в ситуации, требующей принятия множества сложных решений — часто под давлением и на высокой скорости, — когда запоздалая реакция может привести к катастрофе. Система управления мотоциклом дает вам структурированный метод быстрого принятия решений. Это дает вам больше свободного времени для реагирования в сложных ситуациях.
Когда вы оперативную технику, время реакции на опасность увеличится, поскольку она требует больше внимания. Примите меры, чтобы по возможности снизить отвлечение, если вы столкнулись с особенно сложной ситуацией во время езды.
Ошибки восприятия
В таких сложных ситуациях, как скоростная езда, иногда можно неправильно интерпретировать информацию, получаемую с помощью органов чувств.
К распространенным ошибкам восприятия относятся:
- Ошибки суждений — например, неопытные райдеры часто воспринимают поворот как менее крутой, чем он есть на самом деле, поэтому они проходят его слишком быстро, рискуя потерять управление или столкнуться.
См. главу 7 "Прохождение поворотов, баланс и предотвращение заносов".
- Ошибки восприятия опасности — райдеры, использующие оперативную технику допускают ошибки восприятия, например, смотрят прямо на опасность, но не видят её, потому что их вним ание направлено в другое место.
- Привычка и ожидание — если вы регулярно ездите по знакомым дорогам, привычка может помешать вам заметить опасность, которую вы не ожидаете, например, автомобиль, выезжающий из заброшенного гаража.
- Эффект регрессии — мотоциклисты, регулярно меняющие байк, могут под сильным давлением, вернуться к ранее усвоенным привычкам — например, перепутать положение ручек управления. Поймите заранее, чем отличаются органы управления на незнакомом аппарате.
Фокус внимания
Райдерам экстренных служб приходится обрабатывать информацию из нескольких различных источников через различные органы чувств одновременно: дорожные условия, радиообмен, навигация, характер работы и т. д. Обработка сложной информации может повлиять на ваше восприятие и замедлить время реакции. Отвлекающие факторы, вроде рации, могут отвлечь внимание от более важного. С помощью тренировок и практики вы можете научиться фильтровать сложну ю информацию и концентрироваться исходя из приоритетов. Часть безопасной езды — это понимание, как эти отвлекающие факторы влияют и по возможности принимать меры по их устранению.
Объём памяти
Мозг не всегда может справиться со всей поступающей в него информацией. В сложных ситуациях ваш мозг может не смочь её адекватно обработать. Это означает, что информация может не попасть в вашу долговременную память, и вы не сможете вспомнить ее впоследствии.
Советы по улучшению обработки информации
- Регулярно отрабатывайте технику езды и маневры, чтобы вы могли выполнять их точно и эффективно.
- Оттачивайте свою наблюдательность и восприятие, развивайте ситуационную осведомлённость.
- Используйте систему управления мотоциклом при каждой поездки, чтобы принимать решения методично и быстро.
- Научитесь удерживать важные фрагменты информации до тех пор, пока они вам не понадобятся. Повторяйте их, соотнося с хорошо известными вещами или используя другие приемы запоминания.
- Старайтесь не отвлекаться, чтобы полностью сосредоточить свое внимание на выполнении задания.