Улучшение наблюдательности
Наблюдение и предвидение зависят как от визуальных навыков — того, как вы используете свои глаза для наблюдения за окружающей средой, и от умственных навыков, таких как обработки информации и концентрация внимания. Эти жизненно важные навыки взаимосвязаны. У вас, как у райдера, есть некоторые преимущества перед большинством водителей автомобилей. Мотоцикли ст сидит выше и может проще менять положение байка, чтобы чтобы получить наилучший обзор. Используйте эти преимущества по максимуму, но всегда будьте готовы пожертвовать лучшим обзором в пользу безопасности.
Сканирование окружающей среды
Наша способность обрабатывать информацию об окружающей среде ограничена, поэтому мы стараемся сосредоточиться на одной ее части. Но мотоциклисты, которые быстро сканируют всю окружающую среду в поисках опасностей, имеют гораздо меньший риск попасть в аварию, чем те, кто концентрируется на одной области. Представьте, что ваше поле зрения — это картина: вы видите всю картину целиком, но одновременно можете сосредоточиться только на одной ее части. Вот почему вам необходимо выработать привычку многократного и регулярного сканирования. Когда вы пользуетесь рацией, вы в основном концентрируете свое внимание на одной точке, обычно — прямо впереди, и не обращаете внимания на периферийные области.
Научитесь использовать сканирующее движение взгляда, которое охватывает все окружающее пространство — дальнее и среднее расстояние, передний план, боковые и задние стороны, чтобы составить картину происходящего вокруг, насколько вы можете видеть, во всех направлениях.
Сканирование — это непрерывный процесс. Когда перед вами открывается новый вид, быстро просканируйте новую сцену. Просканировав все окружение, вы узнаете, где находятся зоны риска. Проверяйте и перепроверяйте эти зоны риска при визуальном осмотре. Не зацикливайтесь на конкретных зонах риска, потому что это мешает вам рассматривать их в более широком контексте. Часто пользуйтесь зеркалами заднего вида и проверяйте сбоку, когда полагаться только на зеркала небезопасно — например, чтобы проверить слепые зоны при отъезде от бордюра, повороте на перекрестке, въезде на автомагистраль, смене полосы движения или выезде с кругового перекрестка.
Смотрите туда, куда хотите ехать
Мотоцикл едет туда, куда смотрит водитель, поэтому, когда вы заметили конкретную опасность, важно не отрывать взгляд от дороги. Если вы сосредоточитесь на яме или грязи, которую хотите объехать, ваш мотоцикл, скорее всего, направится прямо к ней. Это называется "фиксацией на цели".
Держите взгляд на самой дальней точке, к которой вы хотите подъехать. Ваше зрение будет воспринимать опасность так же, как и все остальное, и это позволит вам безопасно проехать ее, не притягиваясь к ней.
Вы едите туда, куда смотрите, поэтому не забывайте смотреть туда, куда хотите ехать. Не концентрируйтесь на опасности, которую хотите избежать.
Водители, которые смотрят, но не видят вас
То, что мы видим, во многом зависит от того, что мы ожидаем увидеть. Помните, что водители, как правило, видят крупные объекты, такие как легковые или грузовые автомобили, но могут не заметить одиночных участников движения, вроде велосипедистов или мотоциклистов. На расстоянии ваш байк представляет собой небол ьшую точку в общем поле зрения водителя. Она остается относительно небольшой пока не приблизится совсем близко.
Когда мы концентрируемся, мы не просто смотрим на определенную часть сцены, мы ищем определенные типы объектов в этой сцене. Нам легче обнаружить и реагировать на то, что ожидаем увидеть. Велосипеды или мотоциклы составляют небольшую часть транспортных средств на дорогах и встречаются гораздо реже, чем автомобили, грузовые машины и т.д.
Водители строят свои ожидания на основе того, что они обычно видят, и это влияет на то, как они обрабатывают визуальную информацию. Вот почему водители иногда не замечают велосипедиста или мотоциклиста до тех пор, пока не станет слишком поздно. Будьте внимательны к водителям, которые могли вас не заметить. Предвидение действий такого водителя, снизит вашу уязвимость. Будьте готовы изменить свой курс и/или подать звуковой сигнал.
См. главу 1, "Ваша уязвимость как мотоциклиста".
Вы видите то, что ожидаете увидеть
Не ослабляйте концентрацию при езде в знакомых обстоятельствах, иначе можете не заметить неожиданную опасность. Уделяйте столько же внимания наблюдению и предвидению на маршрутах, которыми вы пользуетесь каждый день, сколько и в поездках, которые совершаете впервые. Кроме того, будьте особенно внимательны при маневрировании в знакомых местах на низких скоростях, например, при парковке мотоцикла в конце смены.
Обзор позади
Используйте комбинацию проверки зеркал и наблюдения сзади, чтобы всегда знать, что происходит позади. Это важно, потому что обзор через зеркала на некоторых мотоциклах ограничен, что оставляет значительные слепые зоны. Вам нужно смотреть в эти слепые зоны, чтобы убедиться, что вы знаете, что там происходит. Обзором назад может быть любое движение головы, от быстрого взгляда в сторону до полного поворота головы назад. То, как вы смотрите, зависит от обстоятельств, но цель всегда одна — убедиться, что выбранное направление и скорость будут безопасными.
Решая, когда нужно посмотреть назад, руководствуйтесь здравым смыслом. Бывают ситуации, когда опасно этого не делать, например, при повороте направо на второстепенную дорогу. Но когда вы смотрите назад, вы не смотрите вперед. Это может быть рискованно, если приближаетесь к впереди идущему автомобилю или совершаете обгон на скорости. Отвлекаясь от дороги, вы рискуете, поэтому научитесь быстро проверять, что происходит сзади, и не делайте этого дважды, когда достаточно одного раза.
Подумайте о наблюдении сзади, когда вы собираетесь изменить положение или скорость, когда вы приближаетесь к опасному объекту и объезжаете его. Используйте систему управления мотоциклом, чтобы решить, когда проводить эту проверку.
См. главу 2, стр. 33, "Спасительный взгляд".
Посмотрите назад, чтобы решить, где и когда находиться, оставаясь заметным и не теряться в визуальном беспорядке того, что находится позади вас, включая большие автомобили.
Знаете ли вы точно, где находятся "с лепые зоны" на близком и дальнем расстоянии? Сядьте в свое обычное положение на стационарном байке и посмотрите в зеркала. Где ближние и дальние зоны, которые вы не видите? Поверните голову через правое плечо, чтобы увидеть слепые зоны справа и позади вас. Затем сделайте то же самое слева.
Периферийное зрение
Периферийное зрение — это область зрения, вокруг резкой центральной части. Рецепторы глаза в этой области отличаются от центральных рецепторов и особенно хорошо чувствуют движение.
Периферийное зрение:
- дает вам ощущение скорости и вашего положения на дороге
- регистрирует движение других участников дорожного движения
- служит подсказкой для центрального зрения, предупреждая об участках, которые необходимо рассмотреть внимательнее. Научитесь реагировать на периферийное зрение так же, как и на центральное. Двигайте головой и глазами так, чтобы сканировать зоны периферийным зрением.
Шлемы и визоры
Шлем или визор могут ограничивать периферийное зрение. Сравните, что вы можете видеть в шлеме и без него. Обратите внимание на то, как и где шлем ограничивает ваше зрение. Чтобы компенсировать это, регулярно слегка двигайте головой из стороны в сторону, чтобы знать, что происходит рядом с вами.
Следите за тем, чтобы на визоре не было капель воды, тумана или царапин. Нанесите на обе его поверхности водоотталкивающие спреи или составы с эффектом "анти-туман". Ознакомьтесь с инструкцией производителя продукта для правильного использования.
Если вы носите очки, следите за чистотой линз, не допускайте запотевания и защищайте их от царапин. Если линзы поцарапаны, замените их. Некоторые тонированные линзы могут ухудшить зрение ночью и в условиях плохой видимости.
Зоны видимости
Дорога вокруг вас состоит из различных зон видимости. В некоторых зонах у вас будет хороший обзор, а в других вы сможете увидеть только то, что находится прямо перед вами — например, на перекрестках в городах или на извилистых проселочных дорожках.
При приближении к опасности, где обзор ограничен, расположите свой байк, чтобы обеспечить наилучший обзор, не нарушающий безопасность. Часто можно оценить серьезность поворота или уклона, используя информацию по краям, например, расположение деревьев, изгородей или фонарных столбов.
Используйте любую возможность, чтобы получить больше информации о дороге впереди:
Выбор скорости
Скорость влияет на ваши восприятия и суждения, поэтому выбор скорости оказывает большое влияние на способность предвидеть опасность.
Регулируйте скорость от того, насколько хорошо вы видите, сложности ситуации и расстояния, которое потребуется для остановки.
При скорости 110 км/час обычно безопасный остановочный путь около 100 метров.
См. главу 5, стр. 124, Правило безопасного остановочного пути.
Как скорость влияет на наблюдение и предвидение
Чем быстрее вы едете, тем дальше вперед вам нужно смотреть. Ближайшая точка, на которой вы можете точно сфокусироваться, удаляется от вас. Детали переднего плана размываются, а наблюдение усложняется, потому что вам приходится обрабатывать гораздо больше информации за меньшее время. Единственный способ справиться с этим — смотреть дальше вперед, дальше того места, где ваши глаза естественным образом фокусируются, чтобы дать себе больше времени на оценку, планирование и реагирование. На более высоких скоростях вы проедете еще больше, прежде чем успеете отреагировать на увиденное и вам нужно учесть это при определении безопасного остановочного пути.
Помните правило безопасного остановочного пути: Всегда ездите так, чтобы вы могли безопасно остановиться на расстоянии, которое вы можете видеть на своей стороне дороги.
Когда вы едете на высокой скорости, помните следующее:
-
На скорости вибрация может исказить ваше зрение.
-
Езда на высокой скорости требует высокого уровня внимания и рассудительности, которые вы не сможете поддерживать, если устали. Планируйте регулярные периоды отдыха, чтобы сохранить бдительность и подышать свежим воздухом. Отдыхайте дольше, когда устали. См. эту главу, стр. 75, "Практические шаги по борьбе с усталостью".
-
Ваша способность воспринимать детали переднего плана уменьшается с увеличением скорости и увеличивается, к огда вы замедляетесь. В местах с высокой плотностью движения, вроде центра города, вы должны снизить скорость, чтобы успеть рассмотреть как можно больше деталей вблизи.
ПДД устанавливают максимально допустимую скорость, но это не то же самое, что безопасной скоростью. Безопасная скорость для конкретного участка дороги зависит от текущих условий. Вы обязаны выбрать скорость, соответствующую условиям, чтобы максимально увеличить свою способность наблюдать и предвидеть опасность.
Знайте свои пределы и не превышайте скорость, на которой вы чувствуете себя в безопасности и комфо рте. Не поддавайтесь давлению, которое может побуждает вас ехать быстрее.
Скорость и безопасность
Главная цель курса Roadcraft — привить вам навыки безопасного управления скоростью. Для этого вам необходимо понять, как скорость влияет на ваши восприятия и суждения, и всегда оставаться в пределах своих умений. Очень важна точная оценка умения водить. Если вы не выберете безопасную скорость в соответствии с обстоятельствами, у вас не будет достаточно времени, чтобы предвидеть опасность.
Ваша безопасность и безопасность других участников движения зависит от того, сможете ли вы точно оценить, какая скорость является безопасной. Это зависит от:
- ваших навыков вождения
- вашей осведомленности о человеческих факторах: усталость, стресс или давление коллег, которые могут повлиять на ваши возможности в конкретной поездке
- возможностей вашего байка
- дорожных и погодных условий
На скорости 50 км/ч незначительная ошибка может быть исправлена, но на скорости 110 км/ч та же ошибка может стать катастрофической.
Недооценка скорости
Некоторые распространенные ошибки восприятия описаны ранее в этой главе.
Легко недооценить скорость, с которой вы едете, потому, что ваше восприятие скорости зависит от нескольких факторов:
- разница в деталях, воспринимаемых прямым и боковым зрением
- шум двигателя, дороги и ветра
- равномерность движения
- ваше представление о "нормальной" скорости
- дорога: ее ширина и то, закрытая она или открытая
- ваша высота над землей.
Недооценка своей скорости означает, что у вас будет меньше времени, чтобы заметить и предвидеть опасность. Ваше восприятие скорости может быть искажено во многих ситуациях:
- Когда вы съезжаете с автострады или другой скоростной дороги на дорогу, где скорость ниже 60 км/ч, вам будет казаться, что вы едете гораздо медленнее, чем на самом деле. Дайте себе время, чтобы чтобы вернуть нормальное восприятие скорости.
- Плохая видимость может исказить ваше восприятие скорости (например, в туман, снегопад, сильный дождь и темноту), и вы обнаружите, что едете быстрее, чем думаете.
- Если вы едете на более плавном, тихом или мощном байке, чем обычно. Вы можете ехать быстрее ожидаемого, потому что оцениваете скорость по шуму дороги, шуму двигателя, вибрации, зрению и равновесию.
- На широких открытых дорогах скорость будет казаться ниже, чем на узких или извилистых. Всегда следите за показаниями своего спидометра. Будьте предельно внимательны, когда съезжаете с автострады или скоростной дороги, особенно на перекрестках с круговым движением
Оцените себя честно — всегда ли вы соблюдаете правило безопасного остановочного пути на высоких скоростях? В следующий раз, когда вы отправитесь в поездку на более высокой скорости, проследите, всегда ли вы можете остановиться в пределах видимого расстояния.
Соблюдайте дистанцию
Чем ближе вы находитесь к впереди идущему автомобилю, тем меньше вы сможете увидеть за ним, особенно если это фургон или грузовик. В медленно движущемся трафике лучше держаться немного позади, чтобы видеть происхоящее за двумя-тремя машинами впереди.
Вам особенно нужен хороший обзор дороги впереди на автомагистралях и других дорогах с быстрым движением. Ваш обзор будет зависеть от кривизны и уклона проезжей части, полосы, на которой вы находитесь, размера и положения других автомобилей, а также от высоты вашего байка. Учитывая все это, держитесь достаточно далеко от впереди идущего автомобиля, чтобы поддерживать безопасную дистанцию. Не держитесь в "слепой зоне" других автомобилей — либо обгоняйте активно, либо сбрасывайте скорость. Всегда проверяйте свою слепую зону перед сменой полосы движения.
См. также главу 9, стр. 194, Положение для следования.
Случалось ли вам сталкиваться с авариями из-за слишком близкой езды:
- в быстром потоке?
- в медленном потоке? Как вы отреагировали на этот опыт? Изменило ли это то, как вы ездите?