Что такое система управления мотоциклом?
Система управления мотоциклом повышает вашу безопасность в постоянно меняющихся условиях движения, давая вам время среагировать на опасность.
Опасность — это все, что представляет собой реальную или потенциальную опасность.
См. главу 3, стр. 53, Что такое опасность?
Система управления мотоциклом — это методичный, надёжный и исключающий случайности способ распознавания и преодоления опасностей. Система включает в себя тщательное наблюдение, заблаговременное предвидение и планирование, а также систематическое использование органов управления байка в любой ситуации.
Опасности при езде постоянно меняются: они возникают поодиночке и группами, они пересекаются и сменяют друг друга. Система учитывает эту постоянную динамику, поскольку:
- в ней есть центральный гибкий элемент — вы, райдер
- она объединяет все уровни компетенции мотоциклиста в логическую последовательность действий, чтобы помочь вам справиться с опасностями и реагировать на новые безопасно и эффективно.
Как работает система
Система управления мотоциклом состоит из оценки информации и четырех фаз — положения, скорости, передачи и ускорения. Каждая фаза развивается из предыдущей.
Обработка информации — центральное место в системе. Она проходит через все этапы и связывает их. Начните с вопросов:
- Какую информацию мне нужно собрать о дорожных условиях, поведении других участников движения, наличия фактических и потенциальных опасностях?
- Какие фактические или потенциальные опасности представляют наибольший риск для меня, как для райдера?
- Что другие участники дорожного движения должны знать о моих намерениях?
Затем поочередно проработайте каждый из этапов. По мере изменения дорожных условий вам придется анализировать новую информацию, а это означает повторное включение системы в нужный момент, а затем последовательное прохождение всех этапов.
Если возникнет новая опасность, снова примените систему и рассмотрите все этапы по порядку.
Важность информации
Ваша способность обрабатывать сложную информацию необходима для того, чтобы стать лучшим райдером.
Обработка информации (получение, использование и передача информации) начинается вначале и продолжается на протяжении всего процесса. Из-за вашей уязвимости как мотоциклиста, ваша безопасность, а порой и выживание, зависят от вашей способности получать, использовать и давать информацию.
Запомните TUG — получить(take), использовать(use) и давать(give) информацию.
См. главу 3 "Информация, наблюдение и предвидение".
Вам необходимо:
- получать и использовать информацию для планирования своих поездок
- предоставлять информацию, если она полезна для других участников движения
Развивайте свою способность оценивать непрерывный поток информации. Она лежит в основе всей системы и позволяет вам адаптировать ее к изменениям дорожной обстановки.
См. главу 8, Сигналы райдера.
Зеркала, задний обзор и сигналы
Используйте зеркала и смотрите назад так часто, как это необходимо, чтобы знать, что происходит позади вас.
Спасительный взгляд
Спасительный взгляд (контрольный взгляд) — это последняя проверка сбоку в слепых зонах, прежде чем вы совершите маневр. Если вы поворачиваете, используйте его для проверки слепой зоны с той стороны, куда вы собираетесь повернуть.
Спасательный взгляд совершается непосредственно перед действием.
Делайте это достаточно рано, чтобы успеть принять альтернативный план. Смотреть при начале поворота — слишком поздно.
Ориентируйтесь на свой опыт, когда делать спасительный взгляд. В перегруженных городских условиях он обычно необходим, особенно при повороте направо на второстепенную дорогу. Во время обгона на высокой скорости, когда вы знаете, что сзади, зачастую безопаснее отслеживать обстановку вп ереди.
См. главу 3, стр. 59, Улучшение наблюдательности. См. также главу 8, Сигналы райдера.
С практикой эта система станет второй натурой и сформирует надежную основу для развития вашего мастерства вождения. Она поможет анализировать информацию, принимать решения и планировать свое приближение к опасностям, чтобы их избежать или иметь достаточно времени для реагирования на потенциальную опасность.
См. главу 3, стр. 48, Обработка сложной информации.