Перейти к основному содержимому

Ваша уязвимость

подсказка

Пробег мотоциклов составляет всего 1% от годового пробега автомобилей в Великобритании. Однако, на долю мотоциклистов приходится 22% всех погибших и получивших серьезные травмы за 2018 год.

Вождение мотоцикла не увеличивает шансы на столкновение по сравнению с вождением автомобиля, но для мотоциклистов последствия, обычно, более серьезные.

Мотоциклисты гораздо более уязвимы, чем водители автомобилей — у них нет защитной оболочки. Вероятность погибнуть в столкновении в 65 раз выше, чем у водителей автомобилей.

Поскольку у мотоциклиста нет защитной оболочки, он с большей вероятностью получит серьезные или смертельные травмы головы и шеи, а также жизненно важных органов в грудной и брюшной полости.

Большинство райдеров считают, что они водят безопасней и лучше других. Но они не правы. Примерно в 2-х из 3-х столкновений человеческая ошибка — основная причина. Мотоциклист сильно уязвим для действий других участников движения.

Вот почему необходимо понимать свою уязвимость и учиться снижать риски. Особенно риски при ошибках других участников движения.

Безопасность езды — это не дополнительная опция. Она должна быть заложена в вашу манеру езды. Те, кто ездит в плохую погоду круглый год, повышают риск столкновения, даже с учётом других факторов и опыта.

Мотоциклисты со стажем, которые делали перерыв и снова садяться на мотоцикл в среднем возрасте, также имеют более высокий, чем в среднем, риск столкновения. Возможно, потому, что они ездят на на более мощных мотоциклах, чем в молодости. Обучение поможет освежить или поддержать устаревшие навыки и снизить риск.

Каковы наиболее частые причины аварий мотоциклистов?

В большинстве случаев причиной столкновений является несоответствующая обстоятельствам скорость.

Самыми распространенными причинами всех ДТП с мотоциклами в Великобритании являются:

  • Водитель или райдер не смотрит. Самая распространенная причина столкновения мотоциклов — когда водитель смотрит, но не видит мотоциклиста, приближающегося к перекрестку, и выезжает на его пути. Обычно на городских дорогах на низких скоростях.

Извини, братан, я не видел тебя Почти половина водителей, попавших в дневное столкновение с мотоциклистом, не смотрят как следует и не видят мотоциклиста до аварии. (Это часто называют ИБЯНВТ, что означает "Извини, братан, я не видел тебя").

  • Водитель или райдер не смог определить путь или скорость движения другого участника.
  • Потеря контроля. Столкновения в поворотах часто происходят по вине мотоциклиста. Они чаще всего становятся смертельными из-за высокой скорости, поскольку даже небольшая ошибка может привести к потере контроля. Около трети столкновений, в которых мотоциклист погибает или получает серьезные травмы, происходят в поворотах на сельских дорогах; на городских дорогах — 1 из 12, причем половина из них — на перекрестке или рядом с ним.

Неправильная скорость Даже небольшая ошибка на неправильной скорости может привести к потере контроля. Неправильная скорость может быть 20 миль в час на узкой улице, переполненной пешеходами, переходящими дорогу... ... или 60 миль/ч на прямой открытой дороге, если вы устали и ваше внимание рассеяно между несколькими задачами.

  • Водитель/райдер невнимателен, безрассуден или спешит.
  • Неудачный поворот или маневр.

Кроме того, у полицейских управление мотоциклом в оперативной обстановке связано с многозадачностью. Это может отвлекать от управления мотоциклом.

Критическое обучение на собственном опыте

Большинство мотоциклистов, попавших в столкновение, не признают, что это произошло по их вине. Если вы думаете, что не способствовали столкновению, то вы будете думать, что вам нечему учиться. Ваше поведение при езде не изменится.

Чтобы стать лучшим райдером, первый шаг — распознать в себе нежелание принять ответственность. Второй шаг — принять каждую каждую промашку или столкновение как возможность для обучения, чтобы понять, как можно избежать подобных ошибок в будущем. Например, статистика столкновений показывает, что все мотоциклисты подвергаются риску из-за действий других участников движения, которые их не видят. Если вы попали в аварию по причине "смотрел, но не увидел", то можете выбрать, как к этому относиться. Виноват ли во всем нерадивый водитель? Или вы можете принять меры, чтобы уменьшить свою уязвимость? Вы можете уменьшить вероятность столкновения по причине "посмотрел, но не увидел", предвидя эту потенциальную опасность при каждой поездке.

См. раздел "Защитная езда", страница 13.

Обучение на собственном опыте

Workplace Точка один
подсказка
  • Случалось ли вам попадать в переделки?
  • Чувствовали ли вы когда-нибудь угрозу из-за действий другого участника движения?
  • Что вы узнали о своих собственных действиях из этого опыта?

Развивайте осознание своей уязвимости

Чтобы развить понимание рисков и способность честно оценивать своё вождение, полезно думать о задаче езды с точки зрения четырех уровней. В начале обучения можно думать о них отдельно, но цель обучения и практики — объединить их.

Четыре уровня задач во время езды

В Европейских целях обучения вождению (GDE) определены четыре уровня:

  • человеческий фактор
  • цель и контекст поездки
  • дорожная ситуация
  • мотоцикл и управление мотоциклом.

См. Приложение 4, Цели обучения водителей, стр. 288.

Когда вы только учились водить, вы начинали с базовых навыков управления. Со временем постепенно осваивали их, пока они не стали автоматическими. Освоив базовые навыки управления и маневрирования, вы смогли сосредоточиться на дорожной ситуации, научившись предвидеть опасности и реагировать на них. В конце концов вы развивали и усваивали эти сложные умения, пока не смогли безопасно водить в условиях дорожного движения, самостоятельно планировать и совершать поездки.

Но самый важный момент в процессе обучения в том, что мы не являемся чистым холстом, когда учимся ездить. Мы привносим в эту задачу свою индивидуальность, свой жизненный опыт, свои представления о мире и свое отношение к езде, основанное на том, что мы видели в качестве пешеходов, пассажиров или водителей.

Все эти факторы оказывают сильное влияние на то, как мы учимся ездить, как мы принимаем решения на дороге и на наши шансы попасть в ДТП.

Рассмотрим каждый уровень подробней.

  • Человеческий фактор — ваши личные особенности могут увеличить или уменьшить риск столкновения по сравнению с другими райдерами. Ваш отношение к собственной уязвимости и к другим участникам движения, уверенность в себе, эмоции, настроение и стресс — все это влияет на ваше поведение при езде. Научитесь распознавать личные склонности, которые повышают ваш риск, и находить способы управлять ими.

  • Поездка — каждая ваша поездка имеет цель и предполагает решения и суждения: какая подготовка необходима, какой маршрут лучше выбрать, какие существуют отвлекающие факторы и как их минимизировать (особенно важно для полицейских). Оцените риски, связанные с поездкой, и свою собственную готовность к ней. Учитывайте их в каждой поездки.

Чтобы проверить свою готовность, Приложение 1, Контрольный список I AM SAFE

  • Дорожная ситуация — тренировка улучшит ваши навыки восприятия опасности и способность безопасно передвигаться по дорогам. Это поможет научиться анализировать дорогу и предвидеть опасности, а также повысить уровень понимания рисков, которым подвергаются райдеры во время езды. Ситуационная осведомленность важна для всех мотоциклистов. Позвольте всем вашим органам чувств (зрению, слуху и даже обонянию) давать вам информацию для точной картины окружающей обстановки.

  • Мотоцикл — жизненно важная часть осознания своих возможностей как райдера — это точное знание того, что может и чего не может машина, на которой вы едете. Потратьте время на ознакомление с мотоциклом, прежде чем сесть на него. Убедитесь, что байк пригоден для езды. Проверьте его состояние (например, фары, глубину протектора шин, тормоза), его возможности, средства безопасности и правильность использования органов управления.

См. Приложение 2, Контрольный список POWDDERSS, стр. 282, чтобы убедиться, что ваша машина пригодна для езды.

В таблице ниже показано, как вы можете использовать эти четыре уровня GDE для оценки рисков.

РискиВопросы для самооценки
Человеческий факторЛичные склонности, мотивы или взгляды, которые могут повлиять на вашу езду. Склонность к риску или импульсивность, рабочий стресс, соревновательность, чрезмерная уверенность в своих способностях, оправдание риска благородными целями, отвлечение внимания, вызванное более глубокими стрессами, такими как семейные или финансовые проблемы.Насколько легко отвлечься от более серьезных проблем или стрессов, когда вы садитесь на байк? Склонны ли вы реагировать на агрессивное поведение других участников дорожного движения или отстраняться от него? Знаете ли вы, как рабочий стресс влияет на вашу езду?
ПоездкаНезнакомый маршрут, нехватка времени, давление окружающих, рассеянность из-за многозадачности, туннельное зрение ("красный туман"), усталость, неправильно подобранная одежда.Так ли необходимо это путешествие? В состоянии ли вы ехать? Вы в подходящей одежде и эккипировке? Что вы можете сделать, чтобы уменьшить риск общих отвлекающих факторов и отвлечения из-за рабочих задач?
Дорожная ситуацияСохраняйте бдительность во время движения, сканируя дорогу, предвидя, что может произойти в следующий момент. Риски включают в себя потерю концентрацию, неспособность предвидеть действия водителей, которые не видят вас, погодные условия.Какова дорожная ситуация и погодные условия? Как вы должны изменить свою поездку в соответствии с условиями?
МотоциклВсегда ездите учитывая возможности байка. Незнакомый мотоцикл увеличивает риск.Готов ли байк к поездке? Умеете ли вы ехать на нём медленно? Удобно ли он настроен под вас? Знаете ли вы, как как ведут себя его системы безопасности?

Осторожная езда

Райдер очень уязвим. У вас нет защитной оболочки, на вашу устойчивость может повлиять состояние дорожного покрытия (например, выбоины, железные конструкции, мусор, наплывы на поверхности), вы не очень заметны, и водители либо не видят вас, либо рискуют, выезжая перед вами. В противовес этому у вас есть преимущества по высоте, гибкости расположения и ускорению, которое обеспечивает ваш мотоцикл.

Когда бы вы ни ехали, ваша безопасность зависит от ваших действий, способности предвидеть и контролировать действия других транспортных средств. Вам необходим высокий уровень внимания, хорошее восприятие опасности и отличную ситуационную осведомленность.

Способность чувствовать опасность в той или иной ситуации возрастает с опытом, поэтому всегда ездите в пределах своих возможностей.

Заметность — ездите так, чтобы вас видели

У многих водителей есть "слепое пятно", когда они пытаются разглядеть мотоциклистов. Отчасти это связано с тем, что мотоцикл сложнее заметить, чем автомобиль, когда он находится на некотором расстоянии, а отчасти с тем, что водители ожидают увидеть легковые и грузовые автомобили, а не мотоциклы.

Когда же водители видят вас, фронтальное восприятие мотоциклиста не позволяет оценить скорость. Также есть доказательства того, что небольшие транспортные средства кажутся более медленными. Ночью или в плохую погоду ваша фара может затеряться в путанице других фар и не привлечет внимания. А одиночный свет плохо помогает оценить скорость и расстояние.

Составляя план поездки, вы всегда должны думать о том, как сделать себя заметным: насколько хорошо вы выделяетесь на общем фоне? Всё может быстро измениться: белую машину на черном асфальте довольно легко заметить, но мотоцикл на фоне белого грузовика — нет.

См. главу 3, стр. 54, "Планирование".

пампам

Насколько хорошо вы выделяетесь на общем фоне?

пампам

пампам

подсказка

Не думайте, что раз вы бросаетесь в глаза, значит, в безопасности. Ваша безопасность зависит от качества вашего наблюдения и планирования.

Вы особенно уязвимы на перекрестках

Подъезжайте к перекресткам, где вас ждет или приближается автомобиль, с большой осторожностью. Снизьте скорость и ищите явный признак, что водитель вас заметил. Тот факт, что водитель смотрит прямо на вас, не является этим достаточным признаком. Если безопасно, переместитесь в удобную позицию. Такое перемещение повышает ваши шансы быть замеченным водителем, ожидающим на обочине. Следуйте советам, приведенным в главах о наблюдении и позиционировании.

См. главу 3 "Информация, наблюдение и предвидение" и главу 9 "Позиционирование".

подсказка

Помните, что даже при дневном свете другие участники движения могут не заметить вас. там. Безопаснее всего считать, что вы невидимы для других.

Правильная одежда и экипировка

Проверка

Перед любой поездкой вы должны спросить себя: "В состоянии ли я ехать?". Для мотоциклиста одежда так же важна, как и душевное состояние.

Главная физическая защита на мотоциклиста — его одежда. Куртка, перчатки, шлем и ботинки защищают вас от непогоды, но, прежде всего, они могут дать вам некоторую защиту в случае аварии, особенно если они оснащены подушками безопасности.

Регулярно проверяйте экипировку и немедленно заменяйте изношенную. Следите за тем, чтобы она была в хорошем состоянии, и всегда используйте в соответствии с рекомендации производителя.

Одежда должна быть эластичной, устойчивой к истиранию, заметной и иметь защиту на ключевых участках: локти, колени и плечи. Носите сертифицированные ботинки для защиты стопы, лодыжки и голени.

Погода

Всегда следите за тем, чтобы ваша экипировка соответствовала погоде. В теплую погоду помните о риске обезвоживания. В сырую погоду надевайте полностью непромокаемую верхнюю одежду, перчатки и ботинки. Мокрая одежда очень быстро отводит тепло от тела в воздушном потоке движущегося мотоцикла.

Холодная погода опасна. Когда ваше тело охлаждается, вы становитесь вялым и теряете внимание. Холод может снизить способность обрабатывать информацию, и время реакции замедлится. Конечности охлаждаются быстрее, чем тело, и в холодную погоду средняя температура рук райдера составляет около 14-15°C. В этот момент ваши руки теряют чувствительность.

пампам

Ваш шлем

Травмы головы — основная причина смерти райдеров. Ваш шлем должен быть в хорошем состоянии, так как даже малейшее повреждение может серьезно снизить его прочность.

Изучите рекомендации производителя и заменяйте шлем по истечении срока службы. Шлем должен быть правильно подогнан и застегнут — отрегулируйте подкладку и ремешки, чтобы он не двигался на голове. В теплую погоду используйте солнцезащитный козырек и вентиляционные отверстия.

Шум от мотоцикла вызывает усталость в краткосрочной перспективе и повреждает слух в долгосрочной. Ношение берушей или защитных наушников помогает уменьшить эти вредные эффекты.