Перейти к основному содержимому

Дорожное покрытие

Случалось ли вам не заметить проблему на дорожном покрытии, которая повлияла на эффективность шин или поведение байка?

Тип и состояние дорожного покрытия влияют на сцепление шин с дорогой и управляемость мотоцикла. Безопасная езда зависит от тщательного сканирования дорожного покрытия и адаптации к тому, что вы видите. Контроль над движением зависит от сцепления шин с дорогой при рулении, поворотах, ускорении и торможении. Даже самые лучшие шины на высокопроизводительном байке могут потерять сцепление на плохом дорожном покрытии.

Всегда смотрите вперед, чтобы определить изменения дорожного покрытия. Старайтесь реагировать быстро даже на незначительную опасность, так как это может привести к потери устойчивости байка. Заблаговременный обзор позволит вам соразмерно реагировать на опасности дорожного покрытия. Регулируйте силу торможения, ускорения и усилия на руль, чтобы сохранить достаточную устойчивость на дороге.

Вот распространенные опасности дорожного покрытия, на которые следует обратить внимание:

  • проселочные дороги: гудронная полоса (гудронный шов ремонтных работ), грязь или другие отложения, мокрые листья осенью, просыпавшееся зерно летом
  • городские дороги: частые водостоки и скользкие металлические крышки; гудронирование и изменение поверхности в результате ремонта; разливы масла, дизельного топлива и бензина; дорожная краска
  • станции техобслуживания и стоянки коммерческого транспорта: большое количество топлива пролитое на дороги на поворотах и вблизи кольцевых развязок.

Всегда следите за наклоном дороги на повороте или вираже. Наклон увеличивает устойчивость, если он уменьшается в направлении наклона, и уменьшает устойчивость, если он увеличивается в направлении наклона. Если вы пересекаете центр дороги в правом повороте, вы попадаете в зону, где наклон ухудшает устойчивость.

См. главу 7, стр. 147, "Развал и перепад высот".

ТУТ ПЕРЕПРОВЕРИТЬ С ПОЛУЧЕННЫХ КАРТИНОК ПОСЛЕ РЕДАКТИРОВАНИЯ

Наклонная дорога

Поверхности, с подъёмом к внутренней стороне поворота, помогают прохождению поворотов.

Наклонная дорога

Поверхности, со скатом к внутренней стороне поворота, усложняют усложняют прохождение поворотов.

Поверхность большинства дорог хорошо держит, если она чистая и сухая. Снег, мороз, лед, дождь, масло, влажные грязные пятна, мокрые листья, сухая пыль или гравий могут привести к потере сцепления шин с дорогой, что повышает вероятность заносов и аквапланирование. Дождь может создать скользкое дорожное покрытие, особенно после длительной засухи. На таких опасных участках, как перекрестки, следы шин и пролитое дизельное топливо могут сделать поверхность скользкой именно в тот момент, когда необходимо эффективное руление, торможение и ускорение.

Неровности дорожного покрытия

Обращайте внимание на неровности, такие как выбоины, выступающие крышки люков, затопленные ямы и куски мусора, которые могут повредить шины и подвеску. Если вы можете изменить свое положение на дороге за достаточное время, чтобы избежать их не подвергая опасности других участников движения, сделайте это. Если не можете, проверьте пространство сзади и снизьте скорость, чтобы уменьшить удар и сохранить устойчивость проезжая над ними. По возможности проезжайте их в вертикальном положении.

Общие неровности поверхности, на которые следует обращать внимание

Дорожная краска Краска, используемая в дорожной разметке, может быть очень скользкой на мокрой дороге. По возможности избегайте такой разметки или выбирайте положение, чтобы свести к минимуму опасность. Например, если на дороге есть разметка "SLOW", езжайте между буквами, а не над ними.

Стыки Будьте осторожны, если при ремонте дороги остались некачественные швы между новым и существующим покрытием. Даже небольшая разница в высоте может повлиять на устойчивость вашего мотоцикла, отклоняя его от намеченного курса. Избегайте дорожных швов, идущих по всей длине дороги. Дорожные швы обеспечивают меньшее сцепление с дорогой, чем окружающие поверхности, особенно, если мокрые.

Элементы для ограничения движения

Избегайте прямого проезда через "лежачих полицейских", так как это может дестабилизировать байк, особенно на скорости. Некоторые лежачие полицейские прорезинены для снижения шума для жителей, а их поверхность может быть очень скользкой, если мокрая. Попробуйте через зазор либо по ближней, либо по дальней стороне, в зависимости от встречного движения.

Имейте в виду, что если вы переедете по "лежачему полицейскомц", вспышка от вашей поднятой фары может ослепить водителя или райдера, едущего в противоположном направлении, или может быть неправильно воспринята как сигнал к движению (моргание).

Металлические опасности и физические дефекты Трамвайные пути, рельсы на переездах и решетки для скота, металлические покрытия и временные металлические настилы обеспечивают плохое сцепление с дорогой, особенно если пыльные или мокрые.

Выбоины и мусор, также представляют серьезную опасность.

Эффективно осматривайте дорогу, чтобы заметить их раньше и объехать по пологой траектории. Резкое руление из-за несвоевременного решения избежать опасности может быть проблематичным и привести к потери равновесия.

Если эти опасности появляются на выбранной вами трассе и вы не можете их объехать, по возможности снизьте скорость на подходе и аккуратно проедьте их. Ожидайте сниженого сцепления с дорогой и кратковременного потери тяги.

См. главу 7 "Прохождение поворотов, баланс и предотвращение заносов".

ПохверностьЗацепПроблемы
Асфальт
Асфальт
Асфальт обеспечивают хорошее сцепление с дорогой, когда он содержит щебень или камни.Со временем они полируются и теряют часть своих противоскользящих свойств.
Противоскользящая поверхность
Противоскользящая поверхность
Противоскользящие покрытия с высоким коэффициентом сцепления предназначены для дополнительного сцепления при подъезде к стационарным опасным объектам, таким как перекрестки с круговым движением, светофоры и "зебра".При укладке нового покрытия рыхлый гравий на поверхности может снизить сцепление с дорогой; со временем эти участки полируются.
Бетон
Противоскользящая поверхность
Бетонные дорожные покрытия часто имеют шероховатые ребра, которые обеспечивают хорошую устойчивость к заносам.Некоторые из них удерживают воду, которая замерзает в холодную погоду и создает скользкую поверхность, которую сложно заметить.
Брусчатка
Брустчатка
Низкое сцепление на мокрой дороге.Дождь повышает вероятность заноса.
Металлические поверхности
Металл
Плохое сцепление с пыльным или мокрым покрытием.Дождь увеличивает вероятность заноса.

Езда по воде

По возможности избегайте езды по воде. Езда по воде на скорости может резко отклонить переднее колесо и привести к потере управления.

См. главу 7, стр. 173, Аквапланирование.

Будьте особенно осторожны ночью, когда трудно отличить мокрое дорожное покрытие от паводка. Паводок может быстро скапливаться в местах наклона дороги и на обочинах, в плохо дренируемых низменных местах. Они часто встречаются под мостами.

Сбросьте скорость, приближаясь к затопленному участку, так как вода может скрывать опасность, например предмет или глубокую яму. Если вам приходится ехать по воде, снизьте скорость до прогулочного шага и проезжайте по самой мелкой части, но обратите внимание на скрытые препятствия или просадки.

Если дорога полностью погружена в воду, остановите байк в безопасном месте и осторожно определите глубину воды. Глубина воды, по которой вы можете безопасно проехать, зависит от просвета вашего мотоцикла и места расположения электрических компонентов.

Если вы решили ехать дальше, выполните следующие действия:

  • Включите первую передачу и разгоните обороты, сильнее открыв дроссельную заслонку. Это предотвратит попадание воды в выхлопную трубу. Используйте задний тормоз, чтобы контролировать скорость движения, особенно при спуске в брод.
  • Езжайте по воде на медленной равномерной скорости — как при медленной ходьбе. Держите мотоцикл вертикально.
  • Когда вы выйдете из воды, продолжайте ехать медленно и слегка нажимайте на тормоза, пока он не схватиться. Повторите это еще раз через некоторое время, пока не убедитесь, что оба тормоза работают нормально. Это также относится к случаям, когда вы толкаете мотоцикл по воде.