Система управления мотоциклом и принципы безопасного прохождения поворотов
См. главу 2, Система управления мотоциклом.
Прохождение поворотов на мотоцикле сильно отличается от прохождения поворотов на автомобиле. Если вы ошибетесь, для райдера последствия могут быть серьёзней. Используйте систему управления мотоциклом, чтобы безопасно выполнить маневр. Каждая фаза системы имеет значение, но информационная особенно важна. Правильная оценка крутизны виража очень важна для безопасности.
Пять ключевых принципов безопасного прохождения поворотов
Вы должны:
- занимать правильное положение на подходе к повороту
- двигаться на скорости, соответствующей скорости прохождения поворота или виража
- иметь правильную передачу для этой скорости
- быть в состоянии остановиться на расстоянии, которое вы видите, чтобы быть остаться на своей стороне дороги
- держать газ таким, чтобы сохранять постоянную скорость на повороте
Применение этих принципов к различным поворотам, условиям движения, состоянию дорожного покрытия, видимости и другим факторам требует рассудительности и планирования. Но прежде чем подробнее рассмотреть использование системы управления мотоциклом для прохождения поворотов, давайте рассмотрим другие факторы, которые влияют на способность мотоцикла безопасно проходить повороты.
Вы — ваше положение при езде и баланс при прохождении поворотов
То, как вы сидите на мотоцикле, влияет на его баланс и управляемость. Когда мотоцикл неподвижен, вы должны быть в состоянии либо поставить обе ноги на землю, либо балансировать одной ногой, пока другая работает с лапкой КПП.
После того как вы тронулись с места, поставьте обе ноги на подножки. Делайте это как можно быстрее, для лучшей устойчивости и контроля.
Во время движения сядьте в удобное положение, слегка наклонив корпус вперед. Сядьте так, чтобы вам было удобно дотянуться до органов управления, слегка согнув руки, — не выпрямляйте их.
Предплечья должны быть параллельны земле, в противном случае вы будете опираться на них. Это оказывает давление на руль, затрудняя управление и ухудшая контроль над байком при наезде на кочку.
Чем круче вираж или выше скорость, тем больше мотоцикл должен наклоняться, чтобы сохранить равновесие. При увеличении крена наступает момент, когда мотоцикл может чиркануть подножкой или выхлопной трубой, что может привести к потере управления.
См. раздел "Силы в поворотах", стр. 143.
Ваш мотоцикл — пригодность для езды
Мотоциклы различаются по способности проходить повороты, и только при хорошем техническом обслуживании они проходят их наилучшим образом. Рулевое управление, подвеска, шины, давление в шинах и загрузка мотоцикла — все это влияет на его баланс и сцепление с дорогой при прохождении поворотов. Убедитесь, что ваш мотоцикл и шины находятся в хорошем состоянии, а давление в шинах поддерживается на рекомендуемом уровне — хорошее состояние и правильное давление жизненно важны для безопасного прохождения поворотов.
Позаботьтесь о том, чтобы разместить груз так, чтобы он не нарушал баланс мотоцикла и не мешал движущимся частям.