Перейти к основному содержимому

Силы при прохождении поворотов

Движущийся мотоцикл наиболее устойчив при движении по прямой на ровном участке дороги с постоянной скоростью. Он будет продолжать двигаться по прямой, если к нему не прикладывать никаких других сила, меняющие направление движения.

Когда вы поворачиваете, сила, изменяющая направление движения, возникает от воздействия передней шины на дорогу.

Некоторые райдеры ошибочно полагают, что движущийся мотоцикл неустойчив и что повороты опасны, потому что наклонившийся мотоцикл еще более неустойчив.

Это не обязательно так. Чтобы понять, что такое устойчивость мотоцикла, нужно разобраться в некоторых физических силах, действующих при прохождении поворотов.

Конструкция мотоцикла и шин меняет эти силы.

Силы, способствующие устойчивости

Благодаря конструкции рулевого управления мотоцикл устойчив при движении по прямой, а переднее колесо имеет тенденцию к самовыпрямлению при повороте. При ослаблении давления на руль возникающие силы будут стремиться вернуть переднее колесо в нужное положение.

Гироскопический эффект также способствует устойчивости мотоцикла. Вспомните волчок. Когда он вращаетсяу достаточно быстро, он становится устойчив вокруг своей оси вращения. То же самое происходит и с колесами мотоцикла, когда они вращаются достаточно быстро.

Эти силы также помогают переднему колесу выпрямиться, если оно временно сбилось с курса, например, при наезде на кочку. Вот почему так важно ваше положение на мотоцикле — при правильном положении тела и рук вы получаете максимальную пользу от этой самокоррекции.

См. стр. 141, Вы - ваше положение при езде и баланс при прохождении поворотов.

Руление

Когда вы поворачиваете руль, пятно контакта шин с землей смещается от центральной линии мотоцикла. Центр тяжести больше не находится над ней, поэтому байк начинает наклоняться. Когда это происходит, силы, действующие на повороте, объединяются и помогают вам наклониться в повороте.

Контрруление

На скоростях, превышающих скорость ходьбы, при повороте руля влево мотоцикл наклоняется вправо. Это называется контррулением.

Вы всегда ездите с помощью контррулением, но усилие минимально и часто незаметно. Если вы поймете принцип, это повысит вашу способность точно маневрировать в поворотах.

Когда мотоцикл наклоняется, действуют несколько сил:

  • Инерция — это тенденция объекта сопротивляться изменению направления движения. Инерция стремится удержать мотоцикл в прямолинейном движении — возникает ощущение, что вас выталкивает наружу поворота.
  • Другие силы стремятся сдвинуть мотоцикл, движущийся по кривой траектории, к центру круга, по которому он движется.

Когда силы, стремящиеся вытолкнуть байк наружу, равны силам, стремящимся втянуть ее внутрь, мотоцикл будет сбалансирован.

Чтобы начать поворот и заставить мотоцикл наклониться, нужно оттолкнуть от себя одну сторону руля. Чтобы повернуть направо, оттолкните правую рукоять руля, а чтобы повернуть налево — левую. Важно толкать плавно. Когда вы достигнете нужного угла наклона для поворота, ослабьте давление на руль, и он сам выровняется. Поддерживайте положительный газ, чтобы сбалансировать влияние сил в повороте.

См. главу 5, Ускорение и баланс машины.

Наклон, сцепление шин с дорогой и устойчивость

Неопытные райдеры иногда не хотят наклонять мотоцикл в поворотах, но наклонять на нужный углом необходимо для прохождения виража и для сохранения устойчивости.

Существуют различные степени устойчивости. Мотоцикл максимально устойчив, когда едет по прямой с постоянной скоростью. Он также становится устойчивым, когда руление закончено и байк едет по заданной траектории в повороте. Это происходит, когда силы в повороте уравновешены, а газ стабилен. Подвеска и шины сжимаются. Сцепление с дорогой, доступное в этот момент на прохождение поворота, торможения и ускорения, зависит в основном от состава шин и типа покрытия.

Безопасная и подходящая степень наклона зависит от профиля шин, их состояния, скорости, индивидуального сочетания райдера и байка. Инструктаж и практика помогут вам развить способность оценивать эти факторы.

См. главу 5, "Компромисс сцеплением шин с дорогой"

Устойчивость на поворотах зависит от сцепления шин с дорожным покрытием и от действий райдера.

Действия райдера

Поворот

Если мотоцикл стабилен в повороте, а дорожное покрытие обеспечивает хорошее сцепление, держите газ в нужном положении, чтобы пройти плавный поворот.

Перемещение веса во время поворота изменит стабильное положение мотоцикла. Перенос веса вперед во время поворота усилит эффект самовыравнивания и выпрямит руль. Такое произойдет, если вы нажмете передний тормоз. Если не предвидеть и не противодействовать эффекту перемещения веса, мотоцикл начнёт выпрямляться на выходе из поворота. Вы можете скорректировать перенос веса, сделав дополнительное контрруление. Но имейте в виду, что рулевое управление становится намного сложнее при торможении.

Использование заднего тормоза в повороте усиливает наклон и обычно сужает поворот.

Использование газа для увеличения скорости даёт противоположный эффект и, как правило, выпрямляет мотоцикл в повороте.

Многие повороты закручиваются на протяжении всего поворота. Контрруление позволит пройти более крутой поворот. Ограничивающими факторами будут сцепление с дорожным покрытием и угол наклона, который позволит вам мотоцикл, прежде чем достанёт земли. Если подножка, выхлопная труба или любое другое крепление касается дороги, это может привести к отрыву заднего колеса от земли. При потере заднего сцепления мотоцикл будет скользить к внешней стороне поворота.

Приближаясь к повороту, используйте свой опыт, хорошее наблюдение и предельную точку, чтобы предсказать правильную скорость входа в поворот. Помните, что вы должны быть в состоянии остановиться на расстоянии, которое вы видите, чтобы остаться на своей стороне дороги. На узких и однополосных дорожках это расстояние должно быть вдвое больше. Если вы неправильно определите скорость входа в поворот, замедление или торможение может привести к описанным проблемам.

Теперь, когда вы имеете базовое представление о силах, влияющих на устойчивость и прохождение поворотов, применяйте его при езде. Потренируйтесь, чтобы точно использовать контрруление и знать, как правильно и осторожно нажимать на газ или тормоз в повороте.

подсказка

Всегда оставляйте запас для ошибки оценки скорости входа в поворот.

Поперечный уклон и наклон

Дорожные покрытия обычно имеют уклон, чтобы помочь дренажу. Обычный уклон уменьшается от центра дороги к краям и называется поперечным уклоном.

  • На правом повороте поперечный уклон помогает попорачивать, потому что дорога наклоняется вниз в направлении поворота.
  • На левом повороте поперечный уклон усложняет поворачивание, поскольку дорога наклоняется в сторону от направления поворота.

Это касается тех случаев, когда вы придерживаетесь своей стороны дороги, но если вы пересекаете поворот на другую сторону дороги, поперечный уклон будет оказывать противоположное влияние на управление.

Во многих местах, особенно на перекрестках, уклон дорожного полотна может быть под неожиданным углом. Учитывайте это при выборе позиции и скорости на повороте.

Наклон — это когда вся ширина дороги наклоняется к внешнему краю поворота, что делает его благоприятным для прохождения поворотов в обоих направлениях (как на гоночной трассе).

Уклон

Поперечный уклон

Наклон

Наклон

(red)

Выберите один или два участка знакомой дороги, где прохождение поворотов затруднено, и выясните, есть ли там уклон, который мешает повороту.

Проанализируйте, как вы прошли поворот, и дайте честную оценку своей езде. Например, приняли ли вы правильное решение о том, какую позицию и скорость лучше выбрать для прохождения поворота?

Краткое описание факторов, влияющих на прохождение поворотов

Способность вашего мотоцикла проходить повороты зависит от вашего вклада. Вам необходимо точно оценить:

  • вашу скорость
  • степень поворота руля
  • величину ускорения или торможения
  • уклон дорожного полотна
  • дорожное покрытие и то, как погодные и другие факторы влияют на сцепление с дорогой
  • характеристики мотоцикла и его дорожный просвет
  • вес и распределение груза, который вы везете.

Как только вы поймете факторы, влияющие на способность вашего мотоцикла проходить повороты, вы сможете использовать систему управления мотоциклом и предельные точки, чтобы поворачивать безопасно.