Силы при прохождении поворотов
Движущийся мотоцикл наиболее устойчив при движении по прямой на ровном участке дороги с постоянной скоростью. Он будет продолжать двигаться по прямой, если к нему не прикладывать никаких других сила, меняющие направление движения.
Когда вы поворачиваете, сила, изменяющая направление движения, возникает от воздействия передней шины на дорогу.
Некоторые райдеры ошибочно полагают, что движущийся мотоцикл неустойчив и что повороты опасны, потому что наклонившийся мотоцикл еще более неустойчив.
Это не обязательно так. Чтобы понять, что такое устойчивость мотоцикла, нужно разобраться в некоторых физических силах, де йствующих при прохождении поворотов.
Конструкция мотоцикла и шин меняет эти силы.
Силы, способствующие устойчивости
Благодаря конструкции рулевого управления мотоцикл устойчив при движении по прямой, а переднее колесо имеет тенденцию к самовыпрямлению при повороте. При ослаблении давления на руль возникающие силы будут стремиться вернуть переднее колесо в нужное положение.
Гироскопический эффект также способствует устойчивости мотоцикла. Вспомните волчок. Когда он вращаетсяу достаточно быстро, он становится устойчив вокруг своей оси вращения. То же самое происходит и с колесами мотоцикла, когда они вращаются достаточно быстро.
Эти силы также помогают переднему колесу выпрямиться, если оно временно сбилось с курса, например, при наезде на кочку. Вот почему так важно ваше положение на мотоцикле — при правильном положении тела и рук вы получаете макси мальную пользу от этой самокоррекции.
См. стр. 141, Вы - ваше положение при езде и баланс при прохождении поворотов.
Руление
Когда вы поворачиваете руль, пятно контакта шин с землей смещается от центральной линии мотоцикла. Центр тяжести больше не находится над ней, поэтому байк начинает наклоняться. Когда это происходит, силы, действующие на повороте, объединяются и помогают вам наклониться в повороте.
Контрруление
На скоростях, превышающих скорость ходьбы, при повороте руля влево мотоцикл наклоняется вправо. Это называется контррулением.
Вы всегда ездите с помощью контррулением, но усилие минимально и часто незаметно. Если вы поймете принцип, это повысит вашу способность точно маневрировать в поворотах.
Когда мотоцикл наклоняется, действуют несколько сил:
- Инерция — это тенденция объекта сопроти вляться изменению направления движения. Инерция стремится удержать мотоцикл в прямолинейном движении — возникает ощущение, что вас выталкивает наружу поворота.
- Другие силы стремятся сдвинуть мотоцикл, движущийся по кривой траектории, к центру круга, по которому он движется.
Когда силы, стремящиеся вытолкнуть байк наружу, равны силам, стремящимся втянуть ее внутрь, мотоцикл будет сбалансирован.
Чтобы начать поворот и заставить мотоцикл наклониться, нужно оттолкнуть от себя одну сторону руля. Чтобы повернуть направо, оттолкните правую рукоять руля, а чтобы повернуть налево — левую. Важно толкать плавно. Когда вы достигнете нужного угла наклона для поворота, ослабьте давление на руль, и он сам выровняется. Поддерживайте положительный газ, чтобы сбалансировать влияние сил в повороте.
См. главу 5, Ускорение и баланс машины.
Наклон, сцепление шин с дорогой и устойчивость
Неопытные райдеры иногда не хотят наклонять мотоцикл в поворотах, но наклонять на нужный углом нео бходимо для прохождения виража и для сохранения устойчивости.
Существуют различные степени устойчивости. Мотоцикл максимально устойчив, когда едет по прямой с постоянной скоростью. Он также становится устойчивым, когда руление закончено и байк едет по заданной траектории в повороте. Это происходит, когда силы в повороте уравновешены, а газ стабилен. Подвеска и шины сжимаются. Сцепление с дорогой, доступное в этот момент на прохождение поворота, торможения и ускорения, зависит в основном от состава шин и типа покрытия.
Безопасная и подходящая степень наклона зависит от профиля шин, их состояния, скорости, индивидуального сочетания райдера и байка. Инструктаж и практика помогут вам развить способность оценивать эти факторы.
См. главу 5, "Компромисс сцеплением шин с дорогой"
Устойчивость на поворотах зависит от сцепления шин с дорожным покрытием и от действий райдера.